Мексиканское искусство. Искусство Мексики.

Первой из латиноамериканских стран создала свою национальную художественную школу Мексика. Эта школа сформировалась в результате усилий художников, включившихся в революционную борьбу мексиканского народа и воодушевленных социалистическими идеями. В 1920-е годы установление буржуазно-демократического режима в стране создало предпосылки для развития монументальной росписи общественных зданий. Эта работа была осуществлена большой группой художников во главе с Хосе Клементе Ороско (1883—1949), Диего Риверой (1886—1953) и Давидом Альфаро Сикейросом (р. 1898). Эти мастера начали формировать свой выразительный язык на основе глубокого изучения классического наследия монументальной живописи Византии и Ренессанса. Однако, не удовлетворяясь этим, они обратились к памятникам старинного мексиканского монументального искусства, созданным до испанского завоевания, и к народному искусству мексиканских пеонов. На эту группу художников оказали некоторое влияние модернистские течения начала века, но это воздействие было не настолько сильным, чтобы помешать созданию национального, насыщенного революционной идейностью искусства. Утверждение ими общественной значительности монументального искусства и смелость решения сложных проблем современной стенной живописи с использованием новых средств и материалов определили громадное значение их творчества в развитии мирового искусства 20 века. Основные идеи их живописи — это борьба против национального угнетения и экономической эксплуатации, борьба за социальное освобождение трудящихся революционным путем. В творчестве Ороско — в его фресках во Дворце правосудия в Мехико и в других работах — экспрессионистически заостренные образы вырастают в символы высокого философского звучания. Горестные размышления о судьбе человека выражены в них в необычайно яркой форме, зачастую тронутой элементами мистики.
Давид Альфаро Сикейрос. Сикейрос — художник бурного, энергичного темперамента. Напряженность его образного языка позволяет ему выразить ощущение борьбы и тревоги, охватившей мир. Эти настроения пронизывают росписи Госпиталя в Мехико и такие картины, как «Наше современное лицо» (1947). Сикейрос добивается в них напряженной динамики пространственного построения, энергично моделирует фигуры, находит беспокойное рельефное фактурное решение, применяя необычайно плотное наслоение краски. Он использует язык метафор, резко подчеркивает лепку гигантских фигур. Его картина «Партизан» (1958, Мехико, частное собрание) показывает умение добиваться обобщения в образе, проникнутом революционным романтическим пафосом. Сикейрос является наиболее талантливым мастером современного мексиканского искусства.
Диего Ривера. Произведения Риверы посвящены в основном исторической борьбе мексиканского народа за свободу и независимость. В его росписях в здании Министерства просвещения (1923—1928), в лоджии Дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929), особенно в грандиозных фресках Национального дворца в Мехико (1935—1946) громадный размах исторического повествования соединяется с величием образов, навеянных глубоким пониманием национальных художественных традиций народного искусства и архитектонических законов стенной росписи. В ряде своих работ Ривера сочетает роспись с объемной цветной пластикой, особенно удачно и оригинально он делает это в бассейне Лерма (1951) и в каменной мозаике университетского стадиона в Мехико (1953).
Мексиканские монументалисты оказали громадное влияние на все искусство американского континента, в том числе и на искусство ряда прогрессивных художников в США, где Риверой и Сикейросом были выполнены крупные монументальные росписи. Некоторые из этих работ были уничтожены как «марксистские» в период реакции, наступившей в Соединенных Штатах в 50-е годы.

<<< Искусство США. «Джон Рид клубы».

Мексиканское искусство. Искусство Мексики. Графика. >>>

История искусства >>>