Великая Октябрьская социалистическая революция в России повлекла за собой бурный подъем пролетарского освободительного движения во всех странах. Под непосредственным давлением движения масс трудящихся западные империалистические державы принуждены были согласиться с образованием независимых государств на развалинах разрушенных войной и революцией империй. При поддержке западных держав в новосозданных государствах был утвержден буржуазный порядок. В дальнейшем большинству стран Центральной и Южной Европы были навязаны реакционные, режимы военной диктатуры фашистского типа. Исключением была только Чехословакия, обладавшая, вплоть до ее оккупации гитлеровскими войсками, наиболее демократическим строем из всех капиталистических стран Европы. Во всех этих странах, при всем разнообразии их национальной художественной жизни, основные художественные движения разделялись на три направления:
1) социальное, которое было проникнуто социально-критическими, антикапиталистическими тенденциями; в творчестве лучших представителей этого направления открыто провозглашались идеи пролетарской революционности;
2) национальное, в котором при изрядном различии художественных методов и приемов основной задачей было утверждение образов людей и природы своей страны;
3) формалистическое, откровенно ориентирующееся на прямое подражание модным течениям западного — особенно французского и немецкого — искусства.
В национальном направлении реалистические элементы были весьма значительны. В социальном направлении они преобладали. Этому способствовало восприятие прогрессивными художниками капиталистических стран принципиальных положений и опыта советского искусства.