Огюст Перре выступил еще в начале века как пионер комплексного освоения железобетона; из этого материала он строит не только жилые дома, но и театры и церкви. В построенной им в 1922—1923 годах церкви в Ренси в основу положена предельно легкая монолитная железобетонная конструкция. Сплошные поверхности витражей, заменяющих стены, являющиеся традиционной формой французского средневекового зодчества, выглядят здесь ультрасовременно. Одновременно Перре сооружает магазин Эдер с операционным залом, вся архитектурная система которого основана на необычайно тонких и изящных железобетонных столбах, галереях, арках и целиком остекленной поверхности потолка.
Значительным произведением Перре 1930-х годов явилось Государственное хранилище мебели («Гард-мебль», 1935) в Париже. Сооружение возведено из железобетона и, как всегда у Перре, разработано чрезвычайно оригинально и остроумно в архитектурно-конструктивном отношении.
Большой интерес представляет дворец Шайо, построенный по проекту архитекторов Жака Карлю, Луи Буало и Леона Азема на правом берегу Сены, против Марсова поля, к открытию Всемирной выставки 1937 года. Он заменил собой находившийся здесь ранее эклектический дворец Трокадеро. Дворец. Шайо состоит из двух изолированных дугообразных корпусов, форма которых была подсказана боковыми крыльями Трокадеро. В центре, между корпусами, — объединяющая их терраса со спусками к Сене. Ниже уровня земли, под одним из крыльев, расположен большой театральный зал на 2300 мест. В композиции дворца Шайо, в симметричном расположении его корпусов и в использовании ордерного начала в разработке фасадов ощущается стремление художественно объединить современные архитектурно-технические средства с принципами классического зодчества.
Ле Корбюзье. Одним из лидеров современной западноевропейской архитектуры стал Шарль Эдуард Жаннере, известный под псевдонимом Ле Корбюзье. Он родился в 1887 году в Швейцарии, учился живописи, затем занимался у Петера Беренса и Огюста Перре. С 1917 года начал работать в Париже.
Корбюзье выполнил ряд проектов крупных зданий, из которых некоторые были осуществлены, но самое видное место в его творчестве 1920—1930-х годов занимают небольшие виллы-особняки, а также дома поселкового типа, что определялось специфическими условиями времени. Наиболее известные работы Корбюзье из этой группы сооружений — вилла в Гарше (1927), вилла в Пуасси (1930) и поселок «Пессак».
Затем Корбюзье проектирует неосуществленный Дворец Лиги Наций в Женеве (1928), строит здание Министерства легкой промышленности на улице Кирова в Москве (1932—1935) и общежитие швейцарских студентов в Париже (1933).
Корбюзье — убежденнейший конструктивист. Истинную красоту в архитектуре он видит лишь в чеканной ясности геометрических объемов, в четкости очертаний современных железобетонных конструкций. Корбюзье отверг старую эстетику с ее боязнью форм, рожденных машинным производством. «Геометрия — наше великое творение, приводящее нас самих в восторг», — пишет Корбюзье. «Машина показывает нам светящиеся диски, шары, цилиндры из блестящей стали, из стали, разрезанной с точностью и остротой, каких нам никогда не показывала природа... Геометрия и боги восседают на одном троне». «Техника — носитель новой лирики», — утверждает он в другом месте.
Для Баухауза и голландских архитекторов основным в архитектуре была функциональная сторона. Применяя железобетон, они рассматривали его как средство осуществления своих замыслов, как прогрессивный строительный материал, но отнюдь не пытались его фетишизировать. Корбюзье также уделяет внимание функциональной стороне архитектуры, он дает даже определение: «Дом — это машина для жилья», однако наибольший и в известной мере самодовлеющий интерес представляет для него архитектурная конструкция, являющаяся, по его мнению, единственным источником архитектурно-эстетической выразительности. Корбюзье ставит, по существу, знак равенства между конструктивной и художественной сторонами архитектуры. Задачи архитектуры Корбюзье ограничивает выявлением технических возможностей железобетонной конструкции и ее эстетизацией.
Обладая тонким вкусом, большим композиционным даром, будучи остроумным и изобретательным конструктором, Корбюзье создал свежие, оригинальные и по-своему красивые здания, но вместе с тем во всех построенных им сооружениях имеют место элементы формализма. Вводя, в частности, огромные поверхности остекления, распространяющиеся иногда на всю стену (в здании общежития швейцарских студентов и в доме Министерства легкой промышленности), он фактически пренебрегал интересами живущих и работающих людей, так как зимой стекла промерзают, а летом пропускают избыточное количество солнца.
Выступая как новатор и лидер «новой архитектуры», Корбюзье сформулировал пять тезисов, определяющих, с его точки зрения, новый архитектурный стиль:
1. Столбы (здание на столбах; столбы должны заменять первый этаж дома);
2. Плоская крыша (с использованием ее для устройства сада);
3. Свободное оформ ление плана (свайная каркасная система здания доходит до крыши, это дает возможность внутренним стенам располагаться в любых местах);
4. Удлиненное окно (вследствие наличия каркасной конструкции горизонтальные ленточные окна могут распространяться по всему фасаду);
5. Свободное оформление фасада (каркасная конструкция дает возможность распределять окна «без прямого отношения к внутреннему членению здания»).
Корбюзье стремится к выработке в архитектуре «абсолютной», «математически чистой» формы, отрицая в какой бы то ни было степени возможность проникновения в архитектуру национальных начал. В этом смысле Корбюзье — родоначальник космополитизма в архитектуре. Отсюда — сильное влияние его творчества на архитектуру всего «западного мира».
В своих многочисленных статьях и книгах, написанных острым, полемическим языком, Корбюзье выступает не только как «пророк» современной архитектуры, но и как основоположник новой градостроительной системы. В 1926 году он издает книгу «Урбанизм». В ней Корбюзье подвергает ожесточенной критике состояние современных городов. Он пишет: «Современный город стал тревожным и удушливым, подобно громадному лагерю бродяг, скучившихся в своих фургонах, посреди импровизированного беспорядка ...Города — в отчаянии... Современный большой город в своем теперешнем состоянии является абсурдом...» В качестве примера рационального решения градостроительных проблем Корбюзье предложил свой «идеальный» проект современного города с трехмиллионным населением. Последний делится на три основные зоны: Сити — деловая часть города с 24 крестообразными в плане небоскребами и примыкающими к ним жилыми кварталами; индустриальная зона и зона городов-садов. Небоскребы в пределах Сити имеют по 60 этажей, они расставлены на равных расстояниях друг от друга. В центре Сити — вокзал с платформой для спуска самолетов-такси. С юга на север и с запада на восток — большие магистрали быстрого движения. У подножия и вокруг небоскребов — территория, покрытая садами, парками, спортивными площадками. В парках — большие общественные здания: театры, музеи, городские учреждения. «Горизонталь крыш в виде террас, — описывает Корбюзье свой город, — очерчивает ясные строения, украшенные бахромой зелени, образующей висячие сады. Точность составных элементов отдельных деталей оттеняет крепкий рисунок больших растянувшихся массивов. Смягченные далекой лазурью неба, небоскребы вздымают свои большие геометрические грани целиком из стекла. И в стекле, которое одевает их фасад снизу доверху, сверкает небо и отсвечивает лазурь... Призмы огромны, но лучисты».
План перепланировки Парижа Корбюзье. В своей книге Корбюзье пытается приложить найденную им планировочную систему к центру Парижа. Он разработал так называемый «план Вуазен», согласно которому на территории в 240 гектаров, «в исключительно ветхой и нездоровой части Парижа — от площади Республики до Луврской улицы и от Восточного вокзала до улицы Риволи», вместо старых домов должен был быть создан новый деловой район, и западнее него, до круга Елисейских полей, — жилой город. Корбюзье писал, что в его проекте все старое, «бесплодное, прибитое к земле, уничтожено и заменено чистыми кристаллами стекла, подымающимися на 200 метров высоты, на большом расстоянии друг от друга, в окружении зеленых деревьев». Небоскребы и другие сооружения в «плане Вуазена» аналогичны по архитектуре тем, которые были даны в плане «идеального города». Свои градостроительные идеи Корбюзье изложил позже в несколько измененном виде в сочинении «Лучезарный город», вышедшем в свет в 1935 году.
Планировочные замыслы Корбюзье остались лишь на бумаге. При капитализме не оказалось никаких финансовых возможностей для осуществления подобного рода проектов.
Архитектурно-планировочные проекты Корбюзье преследовали не только цель урегулирования жизни больших городов. Они имели и еще другой, более дальний, социальный прицел — уничтожить посредством строительства и упорядочения быта классовые противоречия капиталистического общества. Мысль о громадной политической значимости перестройки городов проходит через все статьи Корбюзье. Характерно, что последняя глава его первой книги называется «Архитектура или революция». Вывод, к которому приходит автор в вопрос об «архитектурной» перестройке жизни, выражен в последней фразе название книги: «Революции можно избежать».
Реформировать жизнь города Корбюзье не удалось. Убедившись в нево; можности даже частично реализовать свои идеи, архитектор сосредоточивав внимание на строительстве идеального дома — «новом социальном типе коллективного жилища», «тихом острове среди бушующего житейского моря». Имени такой смысл был вложен Корбюзье в композицию так называемого «лучезарног дома», построенного им в Марселе, на бульваре Мишле, и представляющего разнс видность современного хорошо оборудованного жилого здания с полугостинет ным обслуживанием. Но этот дом со всей продуманностью и формальной острс той архитектуры уже бесконечно далек от широких замыслов «плана Вуазен».
<<< Архитектура стран Северной Епропы.