Чешское искусство конца 19 - начала 20 века. Искусство Чехии.

В Чехии особенно успешно развивалась пейзажная живопись. Наиболее крупным ее представителем был Антонин Славичек (1870—1910). Вместе с разработкой плейера Славичек весьма своеобразно решал задачи создания обобщенного образа природы родной страны. В картине «У нас в Каменичках» (1904, Прага, Национальная галерея) он использует систему крупных декоративных пятен и гармонических золотистых тонов, создающих целостное поэтическое ощущение. Изображая Прагу в последние годы своего творчества, Славичек стремился создать единый синтетический образ любимого города. Символические тенденции нашли свое выражение в творчестве Яна Прейслера (1872—1918), в котором преобладали меланхолические, печальные настроения, смутные лирические душевные состояния, выраженные в мягких отношениях плоских декоративных пятен и в несколько стилизованном рисунке. Крупным мастером чешского искусства явился Макс Швабинский (1873—1961). В его творчестве главное место занимает графика, особенно портреты деятелей чешской культуры. Швабинский виртуозно владеет всеми видами оригинальной графической техники — гравюры, офорта, литографии. Его живописные произведения зачастую носят условный, декоративно-символический характер. Ему принадлежит также ряд значительных работ, выполненных в мозаике, и многие витражи, в частности в соборе св. Вита в Праге. Крупнейшим чешским художником начала 20 века был скульптор Ян Штурса (1880—1925). Ученик Мыслбека, он прошел через сложные, глубокие творческие поиски. Уже в ранних его работах видны энергичное, мужественное дарование и большой художественный темперамент — «Ева» (1908—1909, Мюнхен), «Суламит Рагу» (1910—1911, Венеция, Галерея нового искусства; гипс — Збраслав, Музей скульптуры). В годы после создания Чехословацкой республики творчество Штурсы достигает своего наибольшего расцвета. Его «Раненый» (1920—1921, Збраслав) принадлежит к лучшим произведениям европейской скульптуры 20 века. В этой статуе замечательны реалистическая трактовка образа, высокая эмоциональная выразительность пластической формы; она воспринимается как страстный протест против империалистической войны. Среди работ Штурсы последних лет его жизни особое место занимают превосходные реалистические бюсты Сметаны (1923—1924, Збраслав, Музей скульптуры), Божены Немцовой (1924, Прага, Национальный театр) и другие.Острые социально-критические ноты звучали в картинах и офортах Карела Мыслбека (1874—1915).

<<< Польское искусство конца 19 - начала 20 века. Искусство Польши.

Венгерское искусство конца 19 - начала 20 века. Искусство Венгрии. >>>

История искусства >>>