Искусство Других Стран Западной Европы Конца 19 — Начала 20 Века. Демократическое искусство Бельгии.

Константин Менье. Среди мастеров мирового демократического искусства следует прежде всего назвать крупнейшего бельгийского живописца и скульптора Константина Менье (1831—1905). Он жил и работал в Бельгии в тот период, когда эта небольшая, но передовая индустриальная страна переживала подъем революционно-демократического движения. Это находит свое выражение в демократической направленности творчества Менье, неразрывно связанного с жизнью бельгийского народа.
Менье получил художественное образование в Брюссельской Академии, где он изучал и живопись и скульптуру. На формирование его творчества оказали, влияние мастера бельгийского реализма середины века, в первую очередь де Гру. До начала 1880-х годов Менье работал исключительно как живописец. Его первые произведения — картины на религиозные и исторические сюжеты («Крестьянская война», 1875, Брюссель, Музей современного искусства). Затем все более сильным становится интерес художника к народной жизни («Табачная фабрика в Севилье», 1889, Брюссель, Музей современного искусства, — картина, написанная под впечатлением поездки в Испанию). В начале 1880-х годов после посещения угольного района Бельгии — Боринажа Менье окончательно посвящает свое творчество изображению рабочих. В его картинах запечатлен тяжелый труд углекопов, их бедная радостями, суровая жизнь, мужественные образы рабочих и работниц («Воззвращение из шахты», Брюссель, Музей Менье). Менье — один из первых мастеров индустриального пейзажа; природа на его полотнах всегда предстает неразрывно связанной с человеком, преображенной его трудом. В этих пейзажах художник передает сумрачное величие индустриальных ландшафтов, умея подметить своеобразное живописное богатство «черной страны». Картины Менье отличаются монументальностью композиций, широтой и смелостью техники, материальностью живописи, большим колористическим разнообразием в пределах очень сдержанных цветовых решений. Он передает действительность правдиво, выразительно и обобщенно, очищая ее от всех мелочей и частностей.
Дарование Менье особенно полно раскрылось в скульптуре, к кототой он обратился после долгого перерыва, в пятидесятилетнем возрасте, в начале 1880-х годов. И в пластике Менье, как и в его живописных произведениях, ведущее место занимает образ рабочего. В основе этих работ не только глубокое изучение натуры, но и горячее сочувствие художника к тем, кого он изображает. Менье не стремится к созданию подчеркнуто индивидуализированных образов. Его «Молотобоец» (1885, Брюссель, Музей Манье), «Сеятель» (1895, Брюссель, Музей Менье) — образы типического значения, наделенные чертами большого социального обобщения. Ни один из современников Менье не достигал такой убедительности в передаче трудового состояния, трудового напряжения человеческой фигуры. Вместе с тем в работах Менье глубокая жизненная правда сочетается с монументальностью и значительностью образов, с умением подчеркнуть физическую и моральную силу и достоинство простого человека. Это ощущение силы присуще даже такой работе Менье, как «Пудлинговщик» (1886, Брюссель, Музей старинного искусства), в фигуре которого великолепно переданы тяжесть труда рабочего, усталость, сковавшая его могучее тело.
Те же черты характеризуют и женские образы Менье — образы мажественных, волевых и стойких бельгийских пролетарок. Такова, в частности, «Зовущая откатчица» (1888, Брюссель, Музей Менье) — выразительная фигура молодой работницы, полная энергии и юношеского задора.
Вместе с тем Менье запечатлел и трагические события жизни шахтеров. Одно из самых драматических произведений скульптора — «Рудничный газ» (Брюссель, Музей Менье) — изображает женщину, склонившуюся над обгоревшим трупом углекопа. Эта группа, очень смело и своеобразно построенная, исполнена глубокой эмоциональности и перерастает в обобщенное выражение народного горя.
Посвятив свое искусство трудовому народу, Менье не изображает его борьбу. Однако мощный размах рабочего движения в начале 1900-х годов находит отражение в его творчестве, прежде всего в знаменитой фигуре «Антверпенского грузчика» (1905, Брюссель, Музей Менье). Этот образ пролетария поражает не только физической мощью, но и активной внутренней силой, уверенностью и одухотворенностью.
Все произведения Менье отмечены высоким мастерством выполнения и умением придать героический характер и значительность самым обыденным явлениям. Не теряя точности и предметности в передаче натуры, он умеет выделить в ней самое основное, характерное. Отсюда — монументальность, всегда присущая его работам. Его скульптуры отличаются простотой, цельностью и выразительностью силуэта, спокойствием и внешней сдержанностью движений при большой внутренней напряженности и силе. Менье было присуще глубокое понимание специфики скульптуры, прекрасное чувство пластической формы, которую он моделирует уверенно, энергично и обобщенно.
Завершением творческого пути Менье была его работа над памятником труда, для которого он создал целый ряд фигур и рельефов. Однако ему не удалось закончить этот памятник, который должен был явиться монументальным прославлением труда и трудящегося человека. Памятник был собран лишь после смерти скульптора, не в полном соответствии его замыслу.
Менье был крупнейшим мастером демократического реализма на рубеже 19 и 20 веков. Более того, можно говорить о наличии элементов социалистического реализма в его творчестве, так же как и в творчестве К. Кольвиц. Оба они во многом наметили пути развития реализма в 20 столетии. Черты народности и демократизма, реалистические тенденции присущи и творчеству некоторых других бельгийских художников, в частности Леону Фредерику (1856—1940) и Эжену Лармансу (1864—1940) в ранний период развития их искусства (в конце 19 в.). В 20 веке традиции Менье развивает один из видных мастеров бельгийской живописи — Пьер Полюс (р. 1881).

<<< Искусство Других Стран Западной Европы Конца 19 — Начала 20 Века. Демократическое направление в искусстве Германии.

Искусство Других Стран Западной Европы Конца 19 — Начала 20 Века. Искусство Англии. >>>

История искусства >>>