Кете Кольвиц. Центральное место в прогрессивном немецком искусстве конца 19 и 20 века занимает крупнейший график, а также живописец и скульптор — Кете Кольвиц (1867—1945), целиком посвятившая свое творчество немецкому народу, изображению его жизни, страданий и борьбы. Уже в первый период творчества (конец 19 и первое десятилетие 20 в.) в целом ряде рисунков, офортов и литографий художница запечатлела мрачные картины современной немецкой действительности, выступила с суровым обличением социальной несправедливости (офорт «Безработица», 1909; рисунки для журнала «Симплициссимус»). Ряд работ этого времени воссоздает яркие и мужественные образы представителей немецкого народа (литография «Работница в синей шали», 1903; офорт «Женщина с серьгой»). Многие произведения Кольвиц посвящены теме материнства, которая остается ведущей в ее творчестве и в дальнейшем, всегда приобретая социальную окраску. Вместе с тем в этот период Кольвиц не ограничивается критикой современной действительности и в двух капитальных произведениях — графических циклах «Восстание ткачей» (офорты и литографии, 1894—1899 гг.) и «Крестьянская война» (офорты, 1903—1908гг.) — обращается к изображению революционной борьбы народа. Революционный пафос, которым проникнуты эти работы, особенно «Крестьянская война», несомненно связан с подъемом революционного движения в Германии на рубеже 19 и 20 веков.
В искусстве Кольвиц правдивость и обостренное, живое восприятие современной действительности сочетаются с большим драматизмом и эмоциональной силой. Вместе с тем ее работы характеризуются высоким мастерством выполнения, безупречным владением всеми видами графической техники. Композиции ее листов четкие, простые, ясные. Монументальность общего решения и образов соединяется в них с острой выразительностью характеристик. Общему характеру искусства Кольвиц соответствуют мужественная простота и лаконизм художественного языка, исключающие всякую мелочность и детализацию. Ее работы решаются обычно контрастным сопоставлением тоновых пятен разной насыщенности, резкими переходами светотени. Своеобразие приемов, энергичная и лапидарная манера выполнения усиливают напряженную экспрессию произведений художницы. В поздний период творчества (после первой мировой войны) Кольвиц создает целый ряд плакатов — «Дети Германии голодают!», «Хлеба!», «Долой войну!» (1924, литографии). Они отличаются большой эмоциональностью, действенностью и агитационной силой. Все они, как и подавляющее большинство работ этого периода, являются непосредственной, полной горячего сочувствия к судьбе народа реакцией на события современной жизни. В «Памятном листе Карлу Либкнехту» (гравюра на дереве, 1919—1920 гг.) Кольвиц запечатлела драматическую сцену прощания рабочих со своим вождем; многочисленные литографии и гравюры на дереве воссоздают мрачные картины современной немецкой действительности, ряд работ имеет антивоенный характер. В некоторых произведениях этого времени Кольвиц выразила свою симпатию к Советскому Союзу (плакат «Помогите России!», 1921; литография «Солидарность», 1932).
В конце жизни Кольвиц создает ряд скульптурных работ, среди которых наиболее значительны памятник сыну, погибшему в первую мировую войну, на братском кладбище Эссен-Роггенвальде в Бельгии (гранит, 1925—1932) и группа — мать с двумя детьми (камень, 1935).
Творчество Кольвиц оказало большое влияние на развитие прогрессивного искусства нового времени не только в Германии, но и в других странах. Многие особенности искусства Кольвиц — обостренность социального видения, поиски больших жизненных и художественных обобщений, лаконизм и подчеркнутая экспрессивность приемов — являются вместе с тем и отличительными чертами реализма 20 века, одним из зачинателей которого безусловно может считаться эта крупнейшая немецкая художница.
Интерес к народной жизни, критические тенденции, следование реалистическим традициям характерны и для ряда других художников Германии конца 19—начала 20 в..правда, уступающих по своему значению Кольвиц. Среди них заслуживают упоминания Генрих Цилле (1858—1929) — бытописатель немецкой бедноты, многие рисунки которого имеют резко критический характер, и Ганс Балушек (1870—1935), неоднократно обращавшийся в своем творчестве к изображению народной жизни.
Демократическое направление получает в этот период значительное развитие в искусстве ряда других стран. Творчество прогрессивных мастеров мирового изобразительного искусства, проникнутое идеями гуманизма и народности, активно противостоит реакционной буржуазной художественной культуре. Их, искусство тесно связано с революционно-демократической борьбой этого времени, приобретающей особенный размах в начале 1900-х годов под воздействием революции 1905—1907 годов в России. Революционные события в России имели огромный общественный резонанс в разных странах и оказали большое влияние на развитие передовой культуры во всем мире.
<<< Искусство Других Стран Западной Европы Конца 19 — Начала 20 Века. Искусство Германии.