Главными свидетелями жизни этого периода являются памятники вещественные. Эгейские надписи лишь недавно начали расшифровываться, они помогают определить этническое происхождение древнейших обитателей Греции и островов.
Наиболее значительная группа памятников эгейского искусства обнаружена на о. Крите и в Пелопоннесе (в Микенах и Тиринфе). Эти центры и будут рассмотрены ниже как наиболее яркие и выразительные. Раскопки на Крите начал археолог А. Эванс, который и установил периодизацию и хронологию критской культуры. Хронологическому определению помогли точно датированные памятники Древнего Востока, встречающиеся совместно с памятниками Крита. Эванс назвал критскую культуру «минойской» по имени легендарного царя Миноса, царствовавшего, согласно греческому мифу, на Крите, и определил три археологических периода:
1. Раннеминойский — 3 тысячелетие до н. э.
2. Среднеминойский — первая половина 2 тысячелетия до н. э.
3. Позднеминойский — вторая половина 2 тысячелетия до н. э.
Кроме того, каждый из периодов подразделяется на три подпериода: РМ I, РМ II, РМ III, СМ I, СМ II, СМ III, ПМ I и т. д. По образцу периодизации Эванса теперь создана периодизация культуры на территории Греции.
Греция и острова были заселены уже в эпоху неолита, в течение 3 тысячелетия происходил процесс разложения первобытнородовых отношений, и к концу тысячелетия складывается на Крите рабовладельческое общество. Раньше других значительным культурным центром в эпоху бронзы становится Крит, несколько позже, в середине 2 тысячелетия до н. э., Микены и Тиринф, населенные греческими ахейскими племенами.
<<< Античное Искусство. Введение.
Античное Искусство. Эгейское Искусство. Раннеминойский период. 3 тысячелетие до н. э. >>>