Французское искусство конца 19 - начала 20 века. Скульптура.

Огюст Роден. Французская скульптура конца 19 — начала 20 века развивается в целом теми же путями, что и живопись. Наряду со многими скульпторами салонно-академического направления, работающими в чисто внешнем декоративном поверхностном стиле, пластика этого времени выдвигает и такого значительного мастера-реалиста, как Далу (см. выше). Почти одновременно с ним живет и работает крупнейший французский скульптор нового времени Огюст Роден (1840—1917). Искусство этого большого мастера представляет собой сложный сплав разнообразных тенденций, характерных для всей художественной культуры конца 19 века. Лучшие работы Родена относятся к высшим достижениям французской реалистической скульптуры. Во многих своих произведениях он отдал дань символизму. Некоторые черты роднят искусство Родена с импрессионизмом.
Роден учился у Бари, но на его формирование оказало большее влияние творчество Рюда и Карпо. Его первые самостоятельные работы относятся к 1860-м годам. Они основаны на том глубоком и вместе с тем живом и эмоциональном восприятии натуры, которое будет характерно для Родена и в дальнейшем. Их жизненность, энергично выраженный характер, оригинальность замысла и выполнения вызвали враждебную реакцию официальной критики. Так, «Человек со сломанным носом» (бронза, 1864, Париж, Музей Родена) был отвергнут Салоном за неприкрашенную правдивость изображения «безобразной» натуры. Выполненный в 1876 году «Бронзовый век» (бронза, Париж, Музей Родена) поразил современников анатомической точностью трактовки обнаженного тела, мастерством моделировки, уверенностью передачи движения. Крупнейшим произведением Родена явилась бронзовая группа «Граждане города Кале» (1886—1895, Париж, Музей Родена), сюжетом для которой послужил один из эпизодов Столетней войны. Роден изобразил шесть жителей Кале, идущих на смерть ради спасения родного города. Высокая идея патриотизма и гражданственности обрела свое пластическое выражение в драматических, разнообразных по характеру, глубоко жизненных образах. Все шесть фигур связаны общностью трагической и прекрасной судьбы, и в то же время каждая несет в себе особый мир мыслей и эмоций, раскрытый Роденом с покоряющим психологическим мастерством. Реалистическая убедительность решения, не снижая героического звучания памятника, подчеркивает простоту и человечность замысла Родена. Живая лепка усиливает выразительность скульптур. Роден энергично и темпераментно моделирует форму. Лишь в отдельных деталях натуралистическая тщательность трактовки несколько нарушает цельность пластического образа.
На фоне растущего идейного оскудения французской скульптуры этого времени Роден выделяется своим обращением к большим и сложным темам. Наряду с «Гражданами города Кале» в этом плане показательна скульптурная композиция «Врата ада» (бронза, 1880—1917), задуманная как свободная интерпретация «Божественной комедии» Данте. Отдельные скульптуры, связанные с этим замыслом, приобрели значение самостоятельных произведений, например «Мыслитель» (бронза, 1880—1900) — мощная обнаженная фигура, олицетворяющая напряженность человеческой мысли, оригинально построенная драматическая группа «Три тени ада» (бронза, 1880), «Ева» (мрамор, Москва, ГМИИ) и др.
Большой интерес представляют многие портреты Родена, в частности глубоко правдивые, напряженные по выражению, энергично моделированные портретные бюсты Гюго, Рошфора, Далу.
Наряду с реалистическими произведениями Роден создал и целый ряд работ, в которых ведущее значение приобретают субъективные моменты, черты символизма, отвлеченность сюжета и замысла. Во многих, особенно поздних работах стремление к фиксации мимолетных преходящих движений и состояний человеческого тела, незавершенность пластической моделировки сближают творчество Родена с импрессионизмом. Это сказывается и в ряде формально-технических исканий Родена — внимании к передаче усложненной игры светотени, живописной трактовке поверхности, разрушающих цельность пластической формы, лишающих материал его характерных свойств — тяжести и плотности, создающих впечатление световоздушной дымки, окутывающей фигуры («Вечная весна», «Ромео и Джульетта», Эрмитаж). Некоторым работам Родена недостает монументальности, многим свойственны и черты условной декоративности.
Однако в лучших своих произведениях Роден не ограничивался внешними моментами, формальными исканиями. Его искусство намного шире и содержательнее, чем творчество импрессионистов. Роден был одним из немногих мастеров французского искусства этого времени, выразившим в своем творчестве высокие гуманистические идеалы. Влияние Родена на дальнейшее развитие скульптуры было очень большим. В начале 20 века в самых различных странах можно найти его последователей и подражателей. Большинство из них восприняло лишь внешние особенности искусства Родена. Во Франции наиболее значительными его учениками были Бурдель и Деспио.

<<< Французское искусство конца 19 - начала 20 века. Постимпрессионизм.

Французское искусство конца 19 - начала 20 века. Демократическая графика. >>>

История искусства >>>