Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. Поздний модерн.

В начале 20 века модерн постепенно переходит в свою позднюю, конструктивную стадию. Роль декоративного убранства на фасадах зданий позднего модерна снижается до минимума и главное внимание сосредоточивается теперь уже на выразительности основных конструктивных элементов — на пропорциях фасадных плоскостей, окон, простенков, столбов. Качественные изменения в модерне переплетаются с дальнейшими успехами строительной техники и усиливающимся использованием новых строительных материалов, чему в значительной мере способствовала ранее деятельность Лабруста, Пэкстона, Бальтарда, Эйфеля и других строителей. В архитектуре обнаруживается стремление к простоте и экономии архитектурных средств, к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей используемых строительных материалов. В это время, в начале 20 века, как уже отмечено, в строительную практику начинает широко внедряться железобетон, оказавший большое стимулирующее воздействие на творческую мысль архитекторов.
В рассматриваемый период, продолжавшийся до первой мировой войны 1914—1918 годов, когда определялись принципиальные основы новой современной архитектуры, работал помимо названных ранее мастеров старшего поколения ряд выдающихся архитекторов — французы Тони Гарнье (р. 1868) и Огюст Перре (1874—1954), голландец Хендрик Берлаге (1856—1934), австриец Адольф Лоос (1870—1933), немец Петер Беренс (1868—1940) и американец Франк Ллойд Райт (1869—1959). Все эти мастера продолжали работать и после первой мировой войны, но время их творческого формирования падает именно на предвоенные годы. Каждый из них по-своему преодолевал воздействие модерна и боролся за простую и выразительную архитектуру, связанную с современной техникой и современными индустриальными конструкциями.
Тони Гарнье. Творчество Тони Гарнье целиком связано с его родным городом Лионом. В период с 1901 по 1917 год им был разработан проект «Промышленного города», рассчитанный на 35 тысяч человек и задуманный как идеальный город современного типа — с малоэтажными домами, полукоттеджами, с обилием зелени между ними, с многочисленными общественными сооружениями и обособленной промышленной территорией. Сооружения этого города задуманы в железобетоне, что было очень прогрессивно и вместе с тем характерно для рассматриваемого времени. Проект Т. Гарнье не был осуществлен, за исключением отдельных сооружений — рынка для продажи скота (1913), больницы (1915), стадиона (1916) и некоторых других. Гарнье имел приверженность к греческой классике, но это увлечение, так же как и элементы модерна, мало ощутимо в его творчестве. Сильной его стороной является использование новых материалов, главным образом железобетона, которому он придает смелые очертания и пропорции.
Огюст Перре. Железобетон как материал увлекает и ОпостаПерре. В 1903 году им был построен в Париже первый целиком железобетонный жилой дом. Этот опыт был настоящим новаторством. Сооружения Перре конструктивно легки, логичны. Стремясь использовать в полной мере архитектурно-конструктивные возможности железобетона, Перре, по признанию одного исследователя, «сделал то же в области железобетонного строительства, что Анри Лабруст для железных конструкций». Творчество Перре оказало в дальнейшем определяющее влияние на французскую архитектуру. Стилистически произведения Перре, осуществленные до первой мировой войны, выполнены в формах позднего — конструктивного — модерна. В этом отношении особенно характерен театр Елисейских полей в Париже, построенный в 1913 году.
Хендрик Берлаге. Хендрик Берлаге являлся крупнейшим представителем голландской архитектуры периода до первой мировой войны. Главное его произведение — биржа в Амстердаме (1903), — построенная из кирпича, в местных традициях, логичностью и естественностью планировки и оборудования оказало огромное влияние на европейскую архитектуру. В целом амстердамская биржа представляет собой по характеру архитектуры сооружение, переходное от модерна к новым формам.
Австрийский архитектор Адольф Лоос — ученик О. Вагнера, пошел еще дальше своего учителя по пути борьбы с декоративизмом. В построенных им в Вене жилых домах ощущаются результаты настойчивой борьбы за простоту и целесообразность архитектуры.
Петер Беренс. Крупный немецкий архитектор Петер Беренс сосредоточил свое внимание на архитектуре промышленных сооружений, которые ранее вообще не рассматривались как объекты архитектурной деятельности. Беренс возглавил строительные работы крупного индустриального объединения АЭГ, для которого проектирует Турбинную фабрику в Берлине (1909), здание электростанции и другие сооружения. Беренс, подобно названным выше архитекторам, являлся представителем позднего модерна, хотя и допускал в своих произведениях некоторые особенности ранней стадии этого стиля. Архитектором было построено в Санкт-Петербурге в 1910 году бывшее здание Германского посольства на Исаакиевской площади. Классицистическое окружение этого здания повлияло на его облик. В решении фасадов, одетых красным гранитом, применены измененные в пропорциях, сильно стилизованные полуколонны.
Франк Ллойд Райт. Самым крупным архитектором Соединенных Штатов Америки первой половины 20 века был ученик и последователь Салливэна Франк Ллойд Райт. Провозгласив полный отказ от декоративных стилизаций, Райт мыслил архитектуру как объемно-пространственное искусство, развивающееся в трех измерениях. В то же время он призывал к установлению самой тесной связи с природой и к максимальному использованию в архитектурных композициях особенностей природного окружения. Порицая переуплотненность капиталистических городов и создание сверхвысоких зданий, Райт культивировал постройку загородных домов коттеджно-особнякового типа. Архитектура райтовских частных домов обобщается обычно понятием «стиль прерий».
В области конструктивной разработки зданий Ф.-Л. Райт основывался на принципах современного индустриального производства и широком использовании железобетона.
К числу наиболее известных произведений Райта раннего периода относятся здание компании «Ларкин» в Буффало (1901) и дом Мартин в Иллинойсе (1901). В них ощущается еще несомненная связь с архитектурными формами модерна, проступающими в ряде деталей внешнего и внутреннего убранства сооружений.
Стремясь к четкости и простоте архитектуры, Райт вместе с тем чрезмерно усложнял и мельчил объемное решение зданий. Горизонтально стелющиеся объемы особняков Райта кажутся несколько тяжелыми, излишне массивными. Это является результатом сознательной воли автора, преследовавшего цель «романтизации» архитектуры, установления полного созвучия между ней и окружающей природой.
«Города-сады» Э. Говарда. С конца 19 века пробуждается особый интерес к вопросам градостроительства. Причиной этого явились непреодолимые противоречия, Обнаружившиеся в процессе роста капиталистических городов. К указанному времени относится идея создания городов-садов, разработанная англичанином Э. Говардом в его книге «Завтрашний день» (1898). По мысли Говарда, строительство новых населенных мест следовало вести в форме городов-садов, в которых сочетались бы все положительные особенности и городов и сельских мест и в то же время были бы сняты их недостатки. Говард предложил создать город с населением в 32 тысячи человек и с территорией, равной примерно 400 гектарам. Этот город должен был быть окружен зеленым поясом, в пять раз превышающим размеры самого поселения и используемым для сельскохозяйственных целей. Планировка города-сада носила центричный характер — к большому саду, расположенному в центре города, сходились по радиусам бульвары. Озеленены должны были быть и кольцевые улицы. В центральной части города предполагалось сосредоточить общественные здания. Жилые дома представляли собой двухэтажные коттеджи; всего задумано было создать около 5500 домов.
Идея Говарда была частично осуществлена в 1903 году в виде опытного города Лечуорта, недалеко от Лондона. Однако в капиталистических условиях прогрессивные предложения, подобные «Городу-саду» Говарда и «Промышленному городу» Тони Гарнье, не могли получить должного распространения. Капитализм с характерным для него преобладанием частновладельческих интересов поставил непреодолимые препятствия на пути радикального решения градостроительных проблем.

<<< Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. Стиль модерн.

Французское искусство конца 19 - начала 20 века. Живопись. >>>

История искусства >>>