Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. Стиль модерн.

Попытки преодоления широко распространенного в архитектуре 19 века эклектизма, сковывавшего дальнейшее ее развитие, связаны с так называемым модерном — течением в архитектуре и искусстве, определившимся в самом конце 19 века. Модерн — «югендстиль» в Австрии и Германии, «ар нуво» во Франции — преследовал цель создания нового, современного стиля. Он получил большое распространение во всех европейских и заокеанских странах в 1890-х и 1900-х годах. Модернисты, понимая полную беспринципность, опустошенность и бесперспективность эклектического метода, боролись с ретроспективизмом и фальсификацией архитектуры прошлого.
Большое внимание было обращено на новые строительные материалы — металлы, железобетон, стекло, в облицовке — керамику, поливные изразцы, которые осмысливались эстетически. При определении планов и композиции сооружений стремились нарушить отжившие догмы и трафереты старой архитектуры. Архитекторы модерна предпочитали асимметрию в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Они придавали отдельным частям домов и декоративным деталям «обтекаемые» формы, вялые, неопределенные очертания.
В отделке нашли широкое распространение манерный абстрагированный орнамент, мотивы водорослей, стилизованных болотных растений, женских голов с распущенными волосами. Нередко декоративные мотивы модерна смешивались с сильно измененными формами «исторических» стилей.
Во многих случаях, как, например, в оформлении павильонов Парижской международной выставки 1900 года и в архитектуре построенных к открытию этой выставки Большого и Малого дворцов на проспекте Елисейских полей, было совершенно утрачено чувство меры; на фасадах этих зданий применены в изобилии вычурные произвольные и претенциозные архитектурно-орнаментальные украшения.
Крупнейшими представителями модерна были венские архитекторы Отто Вагнер (1841—1917) и Иозеф Ольбрих (1867—1908), бельгийский архитектор Ван-де-Вельде (1863—1957), американский — Луис Салливэн (1856—1924), английский — Чарльз Макинтош (1869—1928).
В работах этих мастеров проявилась двойственность модерна — с одной стороны, стремление к объемным рациональным архитектурным композициям, с другой — формализм и внешнее, поверхностное украшательство. В их творчестве обнаружилась вместе с тем общая тенденция модерна к переходу от сложных и надуманных форм к более простым и конструктивным. Архитекторы модерна с течением времени стали призывать не только к новаторству, но и к четкости и конструктивной оправданности решений.
Отто Вагнер. В творчестве О. Вагнера общая эволюция в развитии западноевропейской архитектуры сказалась особенно заметно. Ранние его работы были эклектичны и исполнялись в декоративных формах, но затем он обратился к поискам современных архитектурных средств. Книга «Современная архитектура», изданная О. Вагнером в 1895 году, в полной мере выражает его архитектурное кредо. Труд этот призывает к простоте и геометризации архитектурных объемов. В ряде своих работ, в частности в станции венского метрополитена «Карлсплатц», О. Вагнер наиболее полно выражает принципы модерна, в других же, например в жилом доме на улице Нейштифтгассе, строит архитектуру на простых геометрических формах и почти вовсе отказывается от орнаментации.
Характернейшим представителем модерна был также Иозеф Ольбрих. Построенные им Выставочное здание венского Сецессиона (1899) и Дом художников в Дармштадте являются типичными произведениями ранней декоративной стадии этого стиля.
Ван-де-Велъде. Бельгиец Ван-де-Вельде развивал и пропагандировал новый стиль — модерн преимущественно в области интерьера. Он исходил из правильного понимания огромного влияния на современную архитектуру и прикладное искусство машинного производства, но обнаружил в своих произведениях особую склонность к изогнутым «экспрессивным силовым линиям», якобы выявляющим работу современных конструкций. Наиболее известным его произведением является здание Фолькванг-музея с отделкой в формах «чистого» модерна.
Луис Салливэн. Луис Салливэн был ранним основоположником современной американской архитектуры. Салливэн, стоявший во главе так называемой «чикагской школы», вел борьбу с очень устойчивым в Соединенных Штатах эклектизмом, превращавшим небоскребы в башни и кампанилы средневековья, «украшавшим» их готическими и классицистическими деталями. Ранние произведения Салливэна исполнены в формах модерна, но мало-помалу архитектор вырабатывает более простую и четкую манеру, и на первый план в его сооружениях начинают выступать уже функциональная и конструктивная стороны архитектуры. Примером может служить универсальный магазин в Чикаго, построенный Салливэном в 1899 году.

<<< Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика.

Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. Поздний модерн. >>>

История искусства >>>