Наступление эпохи империализма ознаменовалось глубокими изменениями в общественной и культурной жизни всех стран. Парижская коммуна — первая пролетарская революция в мировой истории — нанесла жестокий удар по капитализму и явилась первым всемирно-историческим шагом в развитии диктатуры пролетариата. Вместе с тем она стала тем поворотным пунктом в истории общества, который ознаменовал окончательный и бесповоротный переход широких кругов буржуазии всех стран в лагерь контрреволюции. После разгрома Парижской коммуны можно отметить быстрое углубление реакционности и всей буржуазной культуры, ее упадок. Вырождение идеологической жизни, рост реакционных идеалистических и мистических тенденций в буржуазной философии, эстетике, искусстве — таковы характерные особенности развития буржуазной культуры при империализме, признаки ее глубокого кризиса. Вместе с тем передовая демократическая культура, тесно связанная с революционно-демократическим и национально-освободительным движением в различных странах, продолжает свое развитие в противовес реакционной буржуазной культуре этих стран. Причем можно констатировать резкое обострение борьбы двух враждебных культур в каждой национальной культуре этого периода.
Развитие мирового искусства в конце 19 — начале 20 века совершается сложными и разнообразными путями. Как и в предшествующий период, в нем борются прогрессивные и реакционные течения и тенденции, отражающие идеологию различных социальных слоев. Официальным искусством многих стран остается академизм, претерпевающий, однако, существенные изменения. Уже в 1850-е и 1860-е годы представители многих академических школ, особенно французской, стремились усвоить некоторые внешние черты реалистического искусства, «обогащая» сухие и отвлеченные произведения натуралистическими деталями и приемами. Эта тенденция в академизме сочетается в последние десятилетия 19 века с проникновением в него элементов декадентских течений, возникающих в этот период, прежде всего символизма, получающего широкое распространение в искусстве и литературе многих стран. Течение это весьма неоднородно, однако в целом оно имеет реакционный характер. Идейную основу символизма составляет стремление отгородиться от действительности, уйти от нее в фантастический, причудливый, вымышленный мир. Реальная жизнь исключается из сферы интересов художников-символистов или получает в их искусстве произвольно-субъективную интерпретацию. Отвлеченные, часто мистические, представления облекаются в трудно доступную, нарочито усложненную форму выражения, в которой вычурная стилизация самым неожиданным образом сочетается с натурализмом, а отвлеченная символика с элементами иллюзионистической достоверности в трактовке деталей. В каждой стране, где символизм в изобразительном искусстве получил заметное развитие (это прежде всего — Германия, Бельгия Норвегия, отчасти Франция, Англия, Польша), все эти тенденции приобретают своеобразное национальное выражение. Однако в основе эти явления по сути дела однородны. Искусство символизма, с его культом индивидуализма, с его осознанной антидемократической направленностью и принципиальным отрывом от современной и тем более общественной жизни, было в этот период наиболее характерным выражением упадка буржуазной художественной культуры. Не случайно символизм в его разнообразных проявлениях в искусстве получил общее наименование декаданса.
Распространению упадочных символистски-декадентских течений противостоит развитие реалистического искусства. Однако последнее совершается далеко не беспрепятственно и приобретает достаточно сложный, а порой и противоречивый характер. Расцвет реализма как направления в середине 19 века, его демократическая и критическая направленность были порождены размахом революционно-демократического движения этого времени. Разгром Парижской коммуны надолго приостановил развитие революционных движений не только во Франции, но и в некоторых других (хотя и не во всех) странах. В условиях победоносного наступления реакции, сопровождавшегося растущей реакционностью буржуазной культуры, развитие прогрессивного направления в искусстве встречало все больше трудностей. Со спадом демократического движения в ряде стран реализм теряет социальную направленность, критическую остроту. Однако достижения многих передовых художников, их вклад в поступательное развитие реалистического искусства все же очень значительны. В этот период они часто определяются прежде всего их поисками новых средств художественной выразительности. Правда, на этом пути таилась опасность чрезмерного увлечения формальными моментами, недооценки идейной стороны искусства, его общественного значения. Последнее и сказалось в творчестве некоторых, даже крупных мастеров, работавших в эту сложную, кризисную эпоху, в частности в творчестве художников-импрессионистов.
Впрочем, и в этот период художественная культура различных стран развивалась далеко не равномерно. В некоторых национальных школах именно конец 19 века явился временем расцвета передового, демократического, реалистического искусства. Это относится, в частности, к Бельгии, некоторым Скандинавским странам и особенно к России, где подъем демократического реализма нашел свое яркое выражение в искусстве Сурикова, Репина, Серова и многих других крупных мастеров.
<<< Искусство США (Соединенных Штатов Aмерики) 19 Века.
Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. >>>