Однако понадобился бурный подъем демократических сил после победы прогрессивного Севера над рабовладельческим Югом, чтобы Америка выдвинула действительно больших представителей реалистического направления. Такими художниками были У. Хомер и Т. Икинс. В отличие от представителей официального академического искусства, слепо подражавших французским салонным живописцам, они сумели извлечь из поездки во Францию действительную пользу, приобщившись к передовой французской культуре. В то же время они полностью сохранили в своем творчестве национальное лицо.
Унслоу Хомер. У. Хомер (1836—1910) не получил систематического образования. Как художник он сложился в годы гражданской войны, когда исполнил многочисленные зарисовки сражений и бытовых эпизодов военного времени. В картине «Пленные» (1866, Нью-Йорк, Метрополитен-Музей) Хомер противопоставил друг другу представителей северной и южной армий, подчеркнув в образе молодого офицера северян спокойную уверенность и благородство. Простая сцена допроса приобретает у художника монументальность, а образы людей охарактеризованы с большим психологизмом. Небольшая картина военных будней поднимается до уровня исторического полотна.
Интерес к простому человеку сохраняется во всех произведениях Хомера. Герои его картин — это рыбаки и рыбачки, лесорубы, охотники — как белые, так и негры. Это мужественные люди. Они живут в тесном общении с природой, но они не покоряются ее стихийным силам, а смело противостоят им. Фигуры людей на полотнах Хомера либо доминируют над природой, либо составляют с ней одно динамичное целое — «Буря» (1883—1893, Музей Вустера), «Охотник с собаками» (1891, Филадельфия, Художественный музей), «Гольфстрим» (1899, Нью-Йорк, Метрополитен-Музей). Вначале темная, живопись Хомера с годами светлеет, обогащается завоеванием пленера.
Томас Икинс. Так же как и у Хомера, центральным в творчестве Т. Икинса (1844—1916) был образ человека, но, в отличие от Хомера, он сосредоточивал свое внимание на передаче психологического состояния модели. Это стало очевидным после появления большой картины художника — «Доктор Гросс в клинике» (1875, Филадельфия, Джефферсоновский медицинский колледж). Образ врача, на минуту оторвавшегося от операции, отличается глубокой сосредоточенностью. Это настоящий подвижник науки, полный напряжения и энтузиазма. Полотно «Доктор Гросс в клинике» стало своего рода знаменем для художников-реалистов в их борьбе с академизмом.
В последующие годы йкинс продолжал идти намеченным путем. Его привлекают люди богатого интеллекта, ученые, врачи, писатели. За внешней оболочкой в каждом из них угадывается характер, душевный порыв. Таков превосходный портрет поэта У. Уитмена (1887, Филадельфия, Пенсильванская Академия художеств).
И Хомер, и Икинс писали пейзажи, но пейзажный жанр никогда не был ведущим в их творчестве. И.-Д. Иннес (1825—1894) специализировался, наоборот, в области пейзажной живописи. Отталкиваясь от барбизонцев, он обратился к изображению родной природы, которую писал просто и задушевно, хотя и впадал порой в символическую стилизацию.
В конце 19 века многие крупные художники Соединенных Штатов Америки были связаны с европейскими художественными школами. Это относится, в частности, к Уистлеру и Сардженту, творчество которых рассматривается в следующей главе в разделе, посвященном искусству Англии.
<<< Болгарское искусство 19 века. Искусство Болгарии.
Искусство Европейских Стран и Америки Конца 19 - Начала 20 Века. >>>