Французское искусство первой половины 19 века.

Школа Давида. Роль Давида как педагога и вождя школы была очень велика. Вокруг него группировались многочисленные ученики и последователи. Наиболее непосредственно продолжали его принципы в области исторической живописи Анн Луи Жироде-Триозон (1767—1824) и Пьер Нарсис Герен (1774—1833). Во времена империи и реставрации в их творчестве начинает, однако, сказываться общее снижение в классицизме его прогрессивных тенденций, а также проникновение в него реакционно-романтических мотивов и настроений. Примером этого явления может служить картина Жироде «Похороны Аталы» (Лувр), написанная на сюжет повести Шатобриана, или «Аврора и Кефал» Герена (Эрмитаж).
Франсуа Жерар. Ученик Давида Франсуа Жерар (1770—1837) стал излюбленным светским портретистом во времена империи и сохранил за собой это положение до конца жизни.
Жерар обладал умением, сохраняя сходство, придавать своим моделям внешнее, благородство и утонченное изящество, умел польстить заказчику, слегка идеализируя его облик. Примером, ясно показывающим отличие портретного искусства Жерара от искусства его учителя, может служить «Портрет мадам Рекамье» (1802, Лувр), написанный Жераром. Давид написал портрет в суровой и величественной манере. Жерар изобразил мадам Рекамье такой, какой она сама хотела себя видеть, — более молодой, кокетливой и чувственно-обаятельной.
В лучших произведениях Жерара сказываются другие, более высокие качества. Его «Портрет мадам Реньо» (1798, Лувр) сохранил лирический образ молодой женщины с неправильными чертами тонкого лица и с большими, печальными, задумчивыми глазами. В «Портрете художника Э. Изабе с дочерью» (Лувр) много простоты выражения и настоящей человеческой теплоты.
Жан Антуан Гро. Во времена империи выдающееся место во французской живописи занял другой ученик Давида — Жан Антуан Гро (1771—1835). Гро был наиболее преданным и верным другом и последователем своего учителя. Всю жизнь он глубоко верил в непогрешимость классических принципов Давида и, став профессором живописи, старался продолжать учить методом Давида. В то же время именно Гро сделал наиболее решительные шаги, уводившие историческую живопись прочь от принципов давидовского классицизма.
После обучения в мастерской Давида Гро отправляется в Италию для изучения классического наследия. Здесь на него весьма сильное впечатление производят картины Рубенса, увиденные им в Генуе. В 1796 году Бонапарт увлекает молодого художника из Генуи в свой итальянский поход. Гро становится чуть ли не единственным крупным французским живописцем, который воочию наблюдает поля сражений. Многое из виденного им в походе входит в его картины, внося в них необычные для исторической живописи времен империи элементы жизненной правды и драматизма.
Первое его большое произведение — картина «Бонапарт на Аркольском мосту» (1796, Версаль, собственноручное повторение в Эрмитаже). Внутренняя динамика, порывистое, страстное напряжение придают этому произведению романтический характер.
После успеха этой картины Гро выполняет ряд официальных заказов на крупные батальные композиции. К числу лучших его произведений относится картина «Зачумленные в Яффе» (1804, Лувр), изображающая эпизод из египетского похода Бонапарта. Он наполняет двор фантастической мавританской мечети больными и умирающими, показывая целую гамму разнообразных чувств, различные стадии страдания. Таким образом, Гро вносит в выполнение официальной программы ноты реальности и гуманности и одновременно открывает своей картиной путь увлечения экзотическим Востоком, который станет одним из существенных компонентов последующей романтической живописи. Еще более активно вносит Гро реалистические и гуманистические элементы в картину «Наполеон на поле битвы под Прейсиш-Эйлау» (1808, Лувр). Правдиво передано заснеженное поле сражения под серым небом, затянутым дымом пожарищ. Группа полузанесенных снегом убитых и умирающих солдат на первом плане написана с такой силой, что она более всего бросается в глаза, оттесняя пышную группу императора и его штаба на второй план в сознании зрителя. В более раннем эскизе «Битва под Назаретом» (1801, Нант, Музей) Гро сделал смелую попытку отхода от обычных приемов и создания реальной жизненной картины жестокой рукопашной схватки, смятения и сумятицы боя.
После падения империи все картины Гро были возвращены в его мастерскую, где и находились, скрытые от зрителей, во все время реставрации. Гро занимал высокое положение в обществе, был осыпан титулами и орденами. Однако настоящего творческого успеха более не было. В бесславной действительности королевства Бурбонов не было ничего, что могло бы снова зажечь и вдохновить художника. Гро стал писать по рецептам классической школы очень слабые картины на сюжеты античной мифологии и литературы. В конце концов творческая трагедия стала невыносимой, и Гро покончил жизнь самоубийством, так и не сумев найти свой путь в новых изменившихся общественных условиях.
Своими художественными поисками психологической и эмоциональной выразительности, динамики и обогащения звучности колорита в картинах периода империи Гро оказал сильное воздействие на молодое поколение художников 1820-х годов, которые считали его учителем и предшественником нового романтического искусства.

<<< Архитектура Франции начала 19 века.

Романтизм во французском искусстве первой половины 19 века. >>>

История искусства >>>