К середине столетия все более нарастал интерес к наследию античности. Началось широкое исследование древних памятников. Многие архитекторы занимаются в это время археологическими изысканиями и изучением древностей. На основе обследования подлинных памятников формируются новые взгляды на античную архитектуру.
В строительстве 1750—1770-х годов постепенно происходит отход от архитектурных приемов начала 18 века в поисках более спокойных и строгих форм. Ордер вновь начинает рассматриваться как основной элемент композиции, появляется стремление к более простым, симметричным, орнаментальным формам. Зодчие стремятся к простому, четкому, ясному построению основных объемов зданий. Эта простота общего решения масс в сочетании со смягчением всех переходов от одного объема к другому, от одной поверхности к другой, а также с тонкими, чрезвычайно деликатно прорисованными деталями, с обилием различных вертикальных и горизонтальных членений, с широким использованием орнаментальных и тематических рельефов придает специфический характер постройкам этого времени.
Во внутренней отделке вновь восстанавливается четкое разграничение стен и перекрытий. Вводится четкая линия карниза. Вместе с тем сохраняется стремление к расчленению поверхности стен панно, тягами, лопатками. Орнамент рококо полностью исчезает и заменяется либо изображениями каких-либо конкретных предметов — военных арматур, музыкальных инструментов, элементов животного и растительного мира, фантастических существ (грифонов, сфинксов), либо бессюжетным орнаментом, построенным по принципу многократного повторения определенных архитектурно-геометрических форм (меандр, ионики и т. п.). Все эти орнаменты даются обычно плоским рельефом.
Серьезные изменения имеют место в эти годы в области садово-паркового строительства. На смену регулярному парку, построенному по геометрической схеме, приходят живописные, так называемые «английские» сады. Эта система вызывает к жизни и совсем новые архитектурные сооружения — различные небольшие постройки, как павильоны, беседки, хижины, гроты, руины, мосты, различные мемориальные и просто декоративные сооружения — обелиски, колонны, вазы, скульптуры на пьедесталах и т. д.
Жак Анж Габриэль. Наиболее крупными зодчими этого периода были Ж.-А. Габриэль и Ж.-Ж. Суффло.
Одной из главных работ Жака Анжа Габриэля (1698—1782) является создание площади в Париже, носящей ныне наименование «Площади Согласия» (1751—1763, бывш. «Площадь Людовика XV»). В решении этой площади Ж.-А. Габриэль отказывается от принятой в прежние годы замкнутой застройки по контуру. Выходящие на площадь улицы, расположенная по ее оси Королевская улица и идущий в западном направлении главный проспект Парижа — авеню Елисейских полей — органически связывают площадь с планировкой прилегающего района. Здания расположены только с одной стороны площади, они не замыкают, а лишь оформляют проезд на улицы. Этим Габриэль наметил новые пути развития французского градостроительства.
В композиции обрамляющих площадь зданий Военного и Военно-Морского министерств Габриэль явно исходил от приема К. Перро в восточном фасаде Лувра. Вместе с тем Габриэль вносит характерные изменения в решения фасадов корпусов. Он дает ординарные, а не парные колонны, опирающиеся не на мощный гладкий цоколь, а на аркаду с тонкими рустованными пилонами. Этим он придает корпусам с колоннадами большую утонченность и подчеркнутое изящество, что в сочетании с известной измельченностью является характерным для мастеров, воспитанных в приемах начала 18 века.
Другой важнейшей работой Ж.-А. Габриэля была постройка здания «Малого Трианона» в Версальском парке — одного из совершеннейших сооружений французской архитектуры 18 века (1762—1764). В «Малом Трианоне» Габриэль совершенно по-новому решает проблему загородного дворца. Он трактует, его как павильон, тесно связанный с окружающим парком, чрезвычайно простой и четкий по общей композиции и очень утонченный в деталях. В постановке здания своеобразно использован крутой уклон местности, так что с двух сторон здание имеет по три этажа, с двух других — только по два.
Окружающий здание Трианона парк был распланирован по пейзажной системе. Созданные там небольшие парковые сооружения воспринимались среди зелени деревьев, частично на фоне лужаек у берегов искусственных протоков.
Жак Жермен Суффло. Крупнейшей постройкой Жака Жермена Суффло (1718—1780) является здание, первоначально предназначенное для церкви св. Женевьевы, считавшейся покровительницей Парижа. В годы французской буржуазной революции здание было превращено в Пантеон — место погребения выдающихся деятелей Франции — и при этом частично перестроено.
По общей схеме композиции здание представляет собой крестообразное в плане сооружение с высоким куполом в центре. Главный вход отмечен шестиколонным коринфским портиком. Внутри, вдоль стен, помещены также колонны коринфского ордера, поддерживающие системы тонких и изящных по рисунку и орнаментации арок и сводов, на которые опираются четыре пологих кессони-рованных купола, перекрывающих выступы креста. Конструкция перекрытия здания была для того времени чрезвычайно легкой и стройной. При сравнительной простоте общего объемного решения здание было чрезвычайно богато и утонченно декорировано. В нем были широко применены скульптурные рельефы, панно, различные архитектурные членения и т. п.
Архитектура 1770—1780-х годов характеризуется известным расслоением в общем течении классицизма. С одной стороны, некоторые крупные зодчие продолжали работать в приемах раннего классицизма. С другой стороны, появляется новое направление, объединяющее наиболее передовые и радикальные искания в области архитектуры. Мастера, примыкавшие к нему, стремятся преодолеть изящество и утонченность приемов раннего классицизма в поисках большого монументального стиля. Наиболее крупными представителями второго направления были Ж. Гондуен и К.-Н. Леду.
Жак Гондуен. Самым значительным произведением Жака Гондуена (1737—1818) является здание Хирургической школы (1769—1775) в Париже. В этой постройке Гондуен стремился подчеркнуть большое общественное значение этого здания. Середину участка занимает парадный двор, отделенный от улицы открытыми галереями из четырех рядов ионических колонн высотой в первый этаж. Эти колонны поддерживают широкую переходную галерею, в которой размещалась библиотека училища. В глубине двора находится большой коринфский портик, отмечавший расположенное за ним главное помещение во всем здании — большую аудиторию. Она была полукруглой в плане, перекрытой куполом с единственным источником света — большим отверстием в куполе (наподобие Пантеона в Риме). Этот зал с его совершенно гладкими массивами степ и тяжелым ксссоиированным куполом отличался строгостью и монументальностью архитектурного решения.
В оставшемся не осуществленным в натуре (известном лишь по гравюрам в издании Гондуена) проекте оформления площади перед зданием школы нашли дальнейшее развитие принципы, заложенные в композиции зала, — лаконизм и подчеркнутая монументальность. На фоне глухих массивов рустованной стены на оси входа в школу был задуман своеобразный фонтан с дорическим портиком и фигурами, поддерживающими наклоненный сосуд, из которого должна была течь широкая струя воды в расположенный впереди полукруглый бассейн.
Клод Никола Леду. Вторым крупнейшим мастером этого направления был Клод Никола Леду (1736—1806). Его наиболее значительными работами являются строительство солеваренного городка в.Шо и павильонов-застав Парижа.
Общая планировка городка в Шо (1775—1780) решена по схеме круга, пересеченного по диаметру рядом корпусов с главным административным зданием в центре. По контуру круга размещены корпуса цехов. Въезд на территорию городка оформлен Пропилеями из шести дорических колонн без каннелюр. Центральное административное здание имело портик с колоннами, пересеченными громадными рустами. В обработке стен производственных корпусов введен своеобразный мотив, выполненный в рельефе из камня, — в гладкие плоскости как бы вставлены под некоторым углом громадные бочки, из горловин которых течет соль.
Заставы Парижа были созданы Леду в 1783—1789 годах в связи с сооружением вокруг Парижа нового городского вала. Всего Леду было построено 35 сооружений. Они состояли из одного или двух симметричных павильонов от одного до трех этажей высоты. Большинство из них было уничтожено в 19 веке по мере роста города. В композиции павильонов застав Леду в полной мере проявились как его творческая изобретательность, так и его стремление к большому монументальному стилю. Павильоны застав решены просто, четкими объемами, и, несмотря на относительно небольшие размеры, воспринимаются как очень монументальные сооружения. Из сохранившихся одним из лучших является павильон заставы Ла Виллет. Над низким приземистым первым этажом с портиком из прямоугольных пилонов с дорическими капителями возвышается высокий цилиндрический верхний этаж с аркадами, завершающийся дорическим антаблементом.
Интересна высокая оценка застав Леду в революционные годы. Несмотря на всеобщую ненависть, которой пользовались вал и таможенные заставы, являвшиеся по своему назначению характерным проявлением феодального уклада дореволюционной Франции, правительство Конвента не только отменило первоначально принятое постановление о сносе павильонов вместе с уничтожением вала, но и особым распоряжением декретировало превратить их в «общественные памятники» и поместить на них бронзовые доски с мемориальными надписями. Заставы королевского Парижа были превращены в Пропилеи революционного города.
Приемы, разработанные Гондуеном и Леду, нашли применение в архитектуре первых лет революции — прежде всего в оформлении революционных празднеств, о которых мы теперь можем судить лишь по изображениям. Важнейшим архитектурным мероприятием этих лет было создание так называемой «комиссии художников», в задачу которой входила разработка вопросов планировки и застройки Парижа. Некоторые из разработанных комиссией замыслов нашли применение в дальнейших проектах реконструкции города уже в 19 веке.
<<< Французское Искусство 18 Века. Франция в 18 веке. Архитектура первой половины 18 века.
Французское Искусство 18 Века. Французская живопись первой половины 18 века. >>>