Французское Искусство 18 Века. Франция в 18 веке. Архитектура первой половины 18 века.

В начале 18 века в связи с постепенным упадком абсолютизма прекращается строительство крупных дворцовых парадных сооружений. Теперь перед архитектурой возникают новые задачи. Желание хорошо, с удобствами, комфортабельно жить в равной степени разделяется как дворянством, так и представителями верхушки буржуазии. Именно этот круг заказчиков выдвигает новые требования к жилью — стремление к удобствам, рациональности и целесообразности приходит на смену внешней парадности, присущей дворцовому строительству предыдущего периода. Строительство особнякового типа городских домов приобретает в эти годы очень широкий размах.
В этих постройках выдвигаются н решаются очень существенные общие вопросы организации жилого дома. Разрабатываются новые, значительно более рациональные, чем раньше, схемы плановых решений, помещения дифференцируются по назначению, уточняются взаимоотношения между отдельными комнатами.
Помимо разработки вопросов обшей организации жилою лома идет разработка приемов решений интерьеров и новых типов мебели. Наряду с особняками развивается строительство многоэтажных многоквартирных домов, предназначавшихся для представителей «третьего сословия» — буржуазии.
Загородные дома усадебного типа — замки, как их по-прежнему продолжали именовать, — также постепенно приближаются к типу городского особняка. Строятся также отдельные административные сооружения, парадные городские ансамбли, церкви.
Своеобразие французского зодчества первой половины 18 века составляет то, что рационально и целесообразно построенные новые дома типа особняков, или, как их называли во Франции, — отелей, декорируются чрезвычайно изощренными приемами. При этом внешний облик сооружений сохраняется довольно простым и строгим, и только в отдельных, относительно второстепенных деталях проявляются характерные для времени декоративные вставки. Во внутренних же отделках именно орнаментация становится господствующим элементом архитектуры.
Помещения обычно невелики по размерам, все переходы и грани смягчаются, углы обычно закругляются, линии падуг сглаживают переход от стен к перекрытиям. Ордер во внутренней отделке, как правило, не применяется, не часто используется он и во внешней архитектуре. Рельеф орнамента небольшой, он как бы тает, растекается по поверхности, словно создан из мягкой, пластичной подвижной массы. Причудливые асимметричные завитки растут и разветвляются, то расширяясь, то вытягиваясь в узкие полосы, разрываясь и вновь возникая. В эти узоры вкраплены подчас отдельные конкретные элементы — маски, растительные и животные формы, которые как бы тонут и растворяются в орнаменте.
Пластическому решению соответствует и цветовая гамма. Характерны расцветки в бледных, приглушенных топах. На светлом фоне узкими, тонкими, сложно извивающимися линиями расходится золоченая орнаментация. Живописные панно, часто включающиеся в отделку интерьеров, выполнялись крупнейшими живописцами-декораторами того времени — де Труа, Натуаром, Буше. Цветовая гамма их также отличается преобладанием светлых изысканных тонов.
Жак Куртон. Характерным примером нового типа дома-особняка является хорошо сохранившийся в натуре отель Матиньон в Париже, построенный в 1720—1724 годах архитектором Жаком Куртоном. Этот особняк является типичным примером дома «между двором и садом», как их тогда называли. Главный корпус его расположен за парадным двором, отделенным от улицы высокой каменной оградой с воротами. По сторонам парадного двора расположены одноэтажные хозяйственные постройки. Общее решение здания очень спокойно и сдержанно. Только центр с главным входом отмечен небольшим выступом и углы здания подчеркнуты рустованными лопатками. Столь же прост и противоположный фасад — в сторону сада.
Очень большое внимание уделено решению плана здания. Помещения размещены в два ряда — один, выходящий окнами во двор, другой — в сад. Парадные комнаты отделены от жилых. Характерным примером отделки особняка может служить комната с помещенными на продольных стенах друг против друга зеркалами. В зеркалах, меняясь и колеблясь, отражаются части комнат с их утонченной богатой отделкой.
Жермен Боффран. Внутренняя отделка в особняке Матиньон дает характерный пример убранства жилых комнат особняков. Одним из крупнейших мастеров я этой области был ученик Ардуэна Маисара Жермен Боффран (1667—1754). К числу наиболее известных его работ принадлежит зал в отеле Субиз — ныне здании Национальных архивов в Париже (1730-е гг.). Зал имеет эллиптическую в плане форму. Стены его расчленены нишами с полуциркульными завершениями. Часть этих ниш использована для размещения оконных и дверных проемов, остальные покрыты зеркалами, рисунок рам которых повторяет переплеты окоп. Перекрытие решено в виде пологого купола, непосредственно, плавно переходящего в стены, причем в местах завершения пилонов, там, где соприкасаются стены и перекрытия, вставлены сложной формы живописные панно. От нейтральной розетки в середине перекрытий расходится сложная сетка орнаментальных узоров, переходящих далее непосредственно в обрамление живописных вставок.
Почти исключительно вопросами архитектуры интерьера и предметами прикладного искусства занимались два видных мастера того времени — Ж.-М. Оппенор (1672—1742) и Ж.-О. Мейссонье (1693—1750). В их рисунках и выполненных по ним гравюрах, пользовавшихся широкой известностью, декоративные приемы рококо получили особенно богатую разработку.
Эммануэль Эре де Корни. Как и в предыдущий период, в первой половине 18 века центром строительства во Франции остается Париж. Однако в отдельных случаях встречаются крупные постройки и вне столицы. Наиболее значительной «реди них является известный комплекс парадных площадей в Нанси (1753—1755). Он состоит из двух связанных между собой площадей. Автором проекта и руководителем строительства был архитектор Эммануэль Эре де Корни (1705—1763), ученик Боффрана.
Одна из площадей, входящих в комплекс, образует административный центр торода. Здесь расположено здание городского магистрата, а центр отмечен памятником. На второй, несколько меньшей площади, так называемой площади де ла Каррьер, находится бывший дворец наместника. Площади объединяются широким проездом с аллеей и большой триумфальной аркой, расположенной у въезда на первую площадь. Весь комплекс, как и в площадях 17 века, решен изолированным от всего окружающего. Это подчеркнуто тем, что проезды на площади из города закрыты оградами и воротами — коваными высокими решетками или даже высокими каменными стенами (площадь де ла Каррьер).

<<< Французское Искусство 18 Века. Франция в 18 веке. Архитектура.

Французское Искусство 18 Века. Франция в 18 веке. Архитектура второй половины 18 века. >>>

Иллюстрации к разделу >>>