Искусство Древнего Египта. Искусство Позднего времени.

В эту эпоху продолжаются борьба знати между собой и нападения на страну извне. С 11 в. до н. э. Египет окончательно распался на отдельные номы, только на короткие периоды объединявшиеся в единое государство. Так, в середине 10 в. до н. э. Египет был объединен XXII ливийской династией, а в 8—начале 7 в. до н. э., в период господства XXV эфиопской династии, в Нубию проникли многие черты египетской культуры (например, там начали сооружать могилы в виде пирамид).
В 671 г. до н. э. Египет был покорен ассирийцами. Борьбу против них возглавили правители западной Дельты, которым снова удалось объединить под своей властью весь Египет и образовать XXIV династию со столицей в Саисе.
Тяжелое политическое положение, противоречия социального уклада в Позднем Египте не способствовали созданию новых художественных направлений в искусстве. Тесная связь искусства с религией и с заупокойным культом обеспечивала, правда, и в периоды самого тяжелого безвременья спрос на работу художников — мастерские продолжают работать и после XX династии, создавая порой вещи, технически не уступающие лучшим произведениям искусства предыдущих периодов. В Дельте появляется несколько художественных школ, и расцвет одной из них, саисской, по имени города Саиса, совпадает с коротким временем последнего расцвета Египта при XXIV, саисской же, династии (663— 525 гг. до н. э.).
Некоторое оживление художественной жизни наступило при эфиопской династии. Создаются портретные статуи знатных лиц с глубокой передачей индивидуальных психологических черт. Прекрасным примером является гранитная портретная статуя Монтуэмхета (Каирский музей), градоначальника Фив при эфиопском фараоне Тахарке, портрет которого также наделен чертами большого сходства и этнической достоверности. Аналогичными чертами отличается и бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы (Париж, Лувр).
Второй краткий расцвет искусства падает на время правления саисской династии. Снова развертывается строительство, на этот раз главным образом в столице, городе Саисе, о постройках которого до нас дошли лишь упоминания греческого историка Геродота.
В разных пунктах Египта сохранились гробницы знати, различные по архитектуре в зависимости от того, где они возводились: например, вырубленные в скале — фиванские, в виде мастаба — в районе Саккара.
Все виды искусства саисского времени характеризуются намеренной архаизацией, сознательным обращением к формам прошлого. Однако при общей идеализации, холодности и чисто внешнем мастерстве лучшие мастера этого времени достигали в отдельных работах не только высокого технического уровня в умении обработки камня и других материалов, но и подлинно художественной глубины.
Искусство саисского периода, несмотря на то, что развитие его охватывает очень краткий промежуток времени, оказало значительное влияние на последующие периоды. В лучших традициях этого времени создана известная голова жреца из зеленого камня (Берлинский музей), которая отличается резко индивидуальной характеристикой немолодого, сурового человека с усталым, но властным и холодным лицом.
Подобные произведения египетские художники создают, несмотря на тяжелые условия двукратного персидского завоевания и недолгого периода борьбы за независимость в 5 в. до н. э.
В 332 г. до н. э. Египет подвергся новому завоеванию греко-македонцами. Но он сохранил политическую самостоятельность и при династии Птолемеев, в эллинистический период, нашел силы для нового подъема искусства. Правда, форма скульптуры этого времени, очень сухая и утонченно манерная, повторяет старые образцы. Но архитектура храмов в Эдфу, Эсне, Дендера и на острове Филэ несет уже очень много черт эллинистического искусства.

<<< Искусство Древнего Египта. Искусство второй половины Нового царства.

Искусство Передней Азии. Введение. >>>

Иллюстрации к разделу >>>