Египет, начиная с XIX династии, вступает опять в полосу войн. В Нубии и в Передней Азии поднимают голову народы, казалось, прочно покоренные фараонами. XIX династии пришлось вести долгую борьбу с противником, оказавшимся равным по силе — с Хеттским государством. Снова в страну хлынул поток богатств, что позволило возобновить широкое строительство.
Но при кажущемся спокойствии внутри страны продолжалась борьба фараонов со знатью и жречеством, которая только приняла теперь скрытые формы: Рамсес II не порвал решительно с вновь усилившимся фиванским жречеством, но постарался его ослабить. Фивы остались официальной столицей государства, там даже шло строительство в храме Амона и были сохранены художественные мастерские, но в действительности Рамсес II перенес столицу в свой родной город Танис, который он назвал Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»).
Архитектура XIX династии. Продолжает развиваться тип храма, врубленного в скалу. Наиболее ярким примером является пещерный храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле, высеченный глубоко в скале. Этот храм почти не отличается по плану от наземных храмов и также подавляет колоссальными размерами. Особенно велики портретные статуи фараона по сторонам входа (20 м в высоту).
Фиванская художественная школа времени XIX династии сохраняет реакционное стремление вернуться к доамарнским традициям в искусстве. Храмы приближаются по типу к Луксорскому храму Аменхотепа III, но отличаются гигантскими размерами пилонов, колонн, монолитных статуй, перенасыщенностью рельефами и текстами, которые помещают не только на стенах, но и на стволах колонн. Средние нефы оформляются колоннами с капителями в виде раскрытых цветов папируса, а боковые — в виде нераспустившихся. Так, например, решен новый гипостильный зал храма Амона в Карнаке.
Скульптура XIX династии. Скульптуры в храмах по-прежнему помещают перед пилонами и между колонн. Новые черты скульптуры XIX династии яснее видны на статуях, которые стояли внутри храмов и в гробницах. Для них характерны внешняя нарядность, идеализация образов. Особенно заметно это в статуях знати и жречества. Но в некоторых произведениях сказываются отголоски исканий амарнского периода. В отдельных рельефах, даже культового содержания, внимательно прорабатываются тела и передается портретное сходство. Таковы, например, статуя Рамсеса II (Туринский музей) и при всей их традиционной идеализации рельефы фараона Сети I в Карнаке и особенно его же рельефы в Абидосе.
Больше нового в рельефах светского содержания на наружных стенах и пилонах храмов. Подобные рельефы времени фараонов Сети I и Рамсеса II представляют собой огромные композиции, повествующие об их военных походах. Наследием Амарны является постоянное внимание к пейзажу. С прекрасным знанием передаются различные этнические типы (военнопленные негры и азиаты, хетты — противники царей XIX династии).
Росписи XIX династии. В росписях гробниц XIX династии еще живут традиции Амарны, что можно видеть в живописи отдельных жанровых сцен, но появляется все больше сухих, однообразных, лишенных жизни композиций. Живость и естественность сохраняются дольше всего в росписях гробниц мастеров, сооружавших царские гробницы и живших изолированно в горах фиванского некрополя.
Танисская скульптура. Рамсес II усиленно отстраивал и украшал свою действительную столицу, город Танис, стремясь к достижению наибольшей пышности. Скульптуры Таниса резко отличаются от фиванских и характеризуются безжизненностью, отсутствием индивидуальных черт. Танисские мастера старались возродить стиль скульптур времени IV—V династий, сообщая своим статуям неподвижность, излишнюю массивность, бесстрастие в выражении лица. Этим они старались создать образ могущественного царя, но лишь привносили налет архаичности.
Развитие искусства Нового царства второй половины 13—начала 11 в. до н. э. было приостановлено ухудшением положения страны: длительные войны привели к ослаблению экономики Египта. К границам Египта подступили иноземные племена, т. н. «народы моря», которые разгромили Хеттское царство и захватили египетские владения в Азии. Усилились нападения ливийцев.
В конце XIX династии борьба знати между собой и восстания рабов привели к распаду государства и смене династий. Успехи XX династии были очень непродолжительными. Уже не было сил вернуть земли в Азии и утраченную Нубию, прекратился приток рабов, усилилась эксплуатация населения внутри страны.
Фараоны, борясь со стремлением знати к самостоятельности, пытаются опереться на жречество, передают храмам земли, рабов, богатые дары. Но жречество было тесно связано со знатью, храмы были подчинены номархам. И центральная власть оказывается в руках верховного жреца Амона. Около 1050 г. до н. э. Египет разделился на две части — северную во главе с номархами Таниса и южную со столицей в Фивах. Сложная историческая обстановка не способствовала развитию искусства.
Последние значительные постройки были возведены при фараоне XX династии Рамсесе III: это заупокойный храм, соединенный в один комплекс с дворцом фараона, в Мединет-Абу и храм бога Хонсу в Карнаке.
В рельефах Мединет-Абу в последний раз сказались отголоски стиля амарнского искусства — в живой и естественной передаче животных и колеблющихся под порывами ветра растений в сцене охоты на быков.
Позднейшее искусство Нового царства отмечено холодной, внешней трактовкой идеализированных форм и постепенным, но неуклонным упадком.
<<< Искусство Древнего Египта. Искусство времени Эхпатона и его преемников.