Из немногих живописцев этого времени заслуживают упоминания Бурдишон и Перреаль.
Жан Бурдишон (ок. 1457—1521) был последним из больших мастеров книжной миниатюры; продолжая традиции позднеготической живописи, он достигает изумительного мастерства в передаче растений, насекомых, архитектурных деталей, однако при всем техническом совершенстве в его работах мало живого чувства. Он был хорошо знаком с итальянским искусством и неоднократно воспроизводил в своих работах композиции итальянских живописцев («Часослов Анны Бретанской», Париж, Национальная библиотека, «Послания Иеронима», Санкт-Петербург, Государственная публичная библиотека).
Большой известностью пользовался у современников Жан Перреаль (1455—1530), разносторонний художник (по его рисунку исполнена упомянутая выше гробница герцога Франциска II). Он бывал в Италии. Портреты его работы («Людовик XII», Виндзор) продолжают традиции 15 века.
Франциск I усердно собирал произведения Рафаэля, Тициана, Микеланджело (его собрание положило начало коллекциям Лувра) и стремился привлечь художников во Францию. Пребывание во Франции Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто не оставило, однако, заметных следов во французском искусстве. Решающее значение для его судеб и для упрочения итальянского влияния сыграло приглашение художников Россо и Приматиччо, положивших начало новой художественной школе, не связанной с национальными традициями.
Школа Фонтенбло. Главным памятником нового искусства и его рассадником был замок Фонтенбло, для декоративного убранства которого были приглашены в 1530 году флорентинец Б. Россо (1494—1541) и в 1532 году ученик Джулио Романе — Франческо Приматиччо (1504—1570), прожившие во Франции до конца жизни. Эти мастера, под руководством которых работали многочисленные сотрудники и помощники, принесли во Францию новые представления о красоте, приобщили французов к художественным идеалам Высокого Возрождения, ввели в искусство Франции целый арсенал новых художественных форм, противопоставив «новую манеру» «варварскому вкусу» готики. Однако сами эти мастера были типичными представителями маньеризма, холодными и изощренными виртуозами, стремившимися к элегантному утонченному искусству, нарочитым эффектам, в своих формальных исканиях отходивших от реалистических основ Возрождения. Вместе с тем оба они, особенно Приматиччо, были, несомненно, выдающимися декораторами, и их работы в Фонтенбло занимают видное место-в развитии монументально-декоративного искусства. К сожалению, сохранилось лишь очень немного их работ и притом в искаженном последующими реставрациями виде, остальное же было уничтожено при переделках дворца, и о нем приходится судить по многочисленным подготовительным рисункам и гравюрам. С именем Россо связана Галерея Франциска I, стены которой расчленены по горизонтали на два яруса, верхний из которых украшен большими живописными композициями, обрамленными лепкой, включающей выполненные в высоком рельефе обнаженные фигуры и многообразные орнаментальные мотивы, а нижний облицован резными деревянными панелями (в 19 веке заменены новыми). Пространства между окнами заполнены чередующимися лепными и живописными панно. Это декоративное убранство, сплошь покрывающее стены, принципиально отлично от монументального декоративного искусства Высокого Возрождения с его строгим соответствием архитектурным членениям. По богатству, разнообразию и изобретательности эти панно занимают выдающееся место.
Наиболее полное представление об их характере дает серия из шести шпалер (Вена), вытканная в середине 16 века и воспроизводящая росписи и лепку.
После смерти Россо руководящая роль перешла к Приматиччо, из многочисленных работ которого в Фонтенбло сохранилась только лепка в комнате герцогини д'Этамп и частично галерея Генриха II. Обнаженные кариатиды этого помещения отличаются, как и фигуры в его рисунках, удлиненными, вытянутыми пропорциями, нежными формами, изысканной грациозностью и изяществом поз и движений. В них отчетливо выступает влияние Пармиджанино и позднеэллини-стической скульптуры. Декоративные композиции Приматиччо разнообразны по своему характеру; так, в огромной галерее Улисса роспись потолка состоит из медальонов с фигурами, разбросанных среди гротесков, восходящих к школе Рафаэля.
<<< Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 16 века. Архитектура.
Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 16 века. Скульптура. >>>