Статуи знатных лиц изготовлялись в том же стиле, причем многим придавалось портретное сходство с правящим фараоном.
С середины XVIII династии, при фараоне Тутмесе IV, в развитии фиванского искусства наметился новый этап, который достиг наивысшего расцвета при фараоне Аменхотепе III и подготовил искусство Амарны. Усиливаются изысканность и декоративность. Поверхность статуй уже не полируется. Ее покрывают гравированными линиями, которые передают мелкие, струящиеся складки одежд из легких прозрачных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков. Создается игра светотени, большая живописность, которая подкрепляется, как раньше, раскраской.
Новые черты прежде всего и полнее всего сказались в портретных статуях частных лиц, менее подчиненных канонам, чем царские статуи.
XVIII династия развивает дальше тип сидящих фигур, окутанных одеждой. Показательна в этом плане кубическая фигура вельможи Сенмута, приближенного Хатшепсут, воспитателя ее малолетней дочери. В этом памятнике достигнута высшая точка геометризма фигуры без нарушения естественности позы и анатомической правильности.
Особенно свободно новый стиль проявился в произведениях художественного ремесла, например в ручках зеркал и туалетных ложек в виде нагих танцовщиц или служанок, сосудах и т. п.
<<< Искусство Древнего Египта. Архитектура XVIII династии.
Искусство Древнего Египта. Рельефы и росписи XVIII династии. >>>