Гробницы. Начиная с фараона Тутмеса I все цари стали устраивать свои усыпальницы в так называемой «Долине царей» (Бибан-эль-Молук), на западном берегу Нила, напротив Фив. Гробницы представляют собой тщательно скрытые тайники, состоящие, как правило, из коридора, кладовой, помещения для саркофага, комнаты для каноп — сосудов с царскими внутренностями и для особо ценных даров. Стены помещений расписывались сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу. Наиболее полно и ярко характер времени сказался на монументальном храмовом строительстве.
Храм Хатшепсут. Одним из наиболее ранних храмов является храм царицы Хатшепсут (конец 16 в. до н. э.), построенный архитектором Сенмутом недалеко от храма фараона Ментухотепа I, в долине Дейр-эль-Бахри.
Храмы Ментухотепа и Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Реконструкция
Будучи близок по типу архитектуры к храму Менгухотепа, храм Хатшепсут превосходит его, однако, по размерам и богатству декорировки. Само захоронение здесь отделено от храма. Храм состоит из трех террас, возвышающихся друг над другом и соединенных пандусами; высеченные в скалах залы имеют фасады, оформленные прямоугольными и многогранными столбами. На террасах в древности были устроены пруды и посажены деревья. Вместо пирамиды архитектор ввел открытый двор. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы. Стены храма были покрыты раскрашенными рельефами, на которых, между прочим, была изображена и экспедиция в страну Пунт на побережье Красного моря, устроенная Хатшепсут для вывоза оттуда драгоценных материалов и редких растений. В святилище стояло свыше двухсот статуй. Полы были выложены золотыми и серебряными плитами, двери инкрустированы бронзой.
Заупокойные храмы посвящаются теперь не только культу царя, но и богов, главным образом верховного бога Древнего Египта Амона.
Характерные черты храмов Нового царства. Для храмов Нового царства, каково бы ни было их различие в деталях, характерно четкое разделение на три части: открытый двор, окруженный колоннами, колонный зал и святилище, а также расположение этих частей по горизонтальной оси. Часто в храмах было несколько колонных зал и подсобных помещений (библиотека, кладовые и др.). Гигантские колонны и мощные каменные архитравы поддерживали перекрытия гипостильного зала, имевшего обычно более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет. В святилище потолок значительно понижался.
Колонны сохраняют свой «растительный» характер, особенно часто применяется форма капители в виде колокольчиком раскрытой метелки папируса.
На стенах по-прежнему рельефы, чаще всего изображающие победоносных царей в сражениях и на охотах. Рельефы достигают огромных размеров. Таковы рельефы на стенах Карнакского храма и храма в Мединет-Абу.
Фасад храма был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога.
Храму придавался характер крепости, обнесенной массивной стеной. Это было особенно необходимо в случаях, подобных Мединет-Абу, где храм был объединен с дворцом фараона Рамсеса III.
Перед пилонами, имевшими вход прямоугольной формы и вверху характерную для египетской архитектуры выкружку, как и в Среднем царстве, ставили обелиски и колоссальные статуи фараона, а к наружной стене пилона прикрепляли высокие мачты с флагами. Дорогу к храму украшали сфинксами или овнами (бараноголовыми сфинксами).
Примером введения в архитектурный ансамбль монументальных статуй могут служить гигантские статуи фараона Аменхотепа III (так называемые «Колоссы Мемнона», которые возвышались когда-то перед его храмом. Из аллеи сфинксов перед этим храмом взяты ленинградские сфинксы, стоящие на берегу Невы перед зданием Академии художеств.
Карнакский и Луксорский храмы. Наиболее значительными храмами указанного типа являются два храма на правом берегу Нила в Фивах, посвященные богу Амону — Карнакский и Луксорский, именуемые так по названиям небольших современных деревень, здесь расположенных.
Первый из них был главным храмом бога Амона и официальным верховным святилищем страны. Храм этот представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий, при нескольких династиях, архитектором Инени и другими зодчими. Он грандиозен во всех своих частях: мощные пилоны с гигантскими статуями фараонов перед ними, обширный величественный двор, окруженный колоннами, полный таинственного полумрака гипостильный зал с целым лесом колоссальных колонн (наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а диаметр 3,57 м). Все рассчитано на создание впечатления величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности.
Луксорский храм бога Амона был вторым по размерам и значению в стране. Он оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие храмовой архитектуры Нового царства, т. к. именно он явился наиболее гармоничным и законченным новым типом храма этого периода. Строителем основной части храма был архитектор Аменхотеп.
Для Луксора характерна очень четкая планировка: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе сооружена величественная центральная колоннада из четырнадцати колонн по 20 м высоты, с капителями в виде раскрытых метелок папируса. Центральная колоннада, тип колонн, их обилие (около 150) оказали влияние на оформление средних нефов гипостильных зал в храмах последующих периодов.
Город Ахетатон (Телъ-Амарна). От времени XVIII династии до нас дошли руины целого города, резиденции фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) — Ахетатона (современная Тель-Амарна). Ахетатон был выстроен по плану и в очень короткое время. Как и в Кахуне, городе Среднего царства, в Ахетатоне наряду с богатыми домами, дворцами и храмами есть дома менее зажиточного населения и рабочий квартал.
Жилой дом богатого человека этого времени был окружен садом с фруктовыми и декоративными растениями, посаженными правильными рядами, с прудом посередине, с рядом хозяйственных пристроек и мастерских, т. е. носил обычно характер усадьбы. Дом строился из кирпича-сырца, имел плоскую крышу и лестницу, ведущую из внутренних помещений на крышу.