Культура Италии 13—14 веков сложна и противоречива. С одной стороны, многое в ней еще органически связано с общеевропейской средневековой культурой, но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса. На протяжении всего периода обе эти тенденции сосуществуют, то усиливаясь, то ослабевая, нередко переплетаясь в творчестве одного мастера.
Ярким примером такого переплетения старых и новых черт является творчество Данте Алигьери (1265—1321). По меткому выражению Энгельса, Данте — «последний поэт средневековья и в то же время первый поэт нового времени» . Его знаменитая «Комедия», получившая впоследствии название «божественной», построена еще по типу средневековых видений и насыщена аллегориями и символикой, но, с другой стороны, она резко отличается от средневековых рассказов о «загробном мире» реалистической яркостью образов, красочностью описаний природы, земным характером человеческих взаимоотношений и страстей. В произведениях писателей следующих поколений — замечательного поэта и одного из первых гуманистов Франческо Петрарки (1304—1374) и родоначальника итальянской литературной прозы, автора «Декамерона», Джованни Бокаччо (1313— 1375) — гуманистические, ренессансные черты уже торжествуют над средневековыми. Описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями становится теперь главным содержанием литературных произведений.
<<< Искусство Возрождения. Искусство Италии. Введение.
Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Проторенессанса. Изобразительное искусство. >>>