На протяжении всего средневековья Италия была разобщенной страной, не имевшей, в отличие от стран северной Европы, единого политического центра. Фактически она распадалась на ряд независимых и постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом областей и городов.
К 13 веку наиболее выраженный феодальный характер имели расположенное в южной части полуострова Неаполитанское королевство и занимавшая центральную часть Италии папская область. Напротив, находившаяся к северу от нее, в средней Италии, Тоскана была одной из самых передовых в экономическом и политическом отношении областей. Здесь выросли крупные центры торговли и производства — Флоренция, Пиза, Сиена. Из них особенно выделялась Флоренция, в которой рано началось развитие капиталистического производства и где еще в 1293 году была провозглашена чрезвычайно передовая по тем временам конституция. Соперница Флоренции Пиза издавна стала одним из крупнейших торговых центров Италии, в то время как в Сиене сосредоточены были банковские и ростовщические операции. Наконец, в северной части Италии выделялись Генуя, Милан и, в особенности, Венеция — богатейшая купеческая республика, выросшая и разбогатевшая на торговле с Востоком и странами Северной Европы.
Разобщенность Италии была в значительной мере результатом многовековой борьбы за первенство между германскими императорами и папством. В ходе этой борьбы в конце 12—начале 13 века в Италии возникли партии гвельфов и гибеллинов, игравшие большую роль в жизни страны в 13—14 веках. Партия гвельфов опиралась по преимуществу на торгово-ремесленные слои и выступала за объединение Италии под властью папы и полное вытеснение из страны германских феодалов. Гибеллины, находившие поддержку в кругах феодального дворянства, были сторонниками императорской власти и сохранения всех феодальных привилегий. Ожесточенная борьба этих партий, причудливо переплетавшаяся с распрями между враждовавшими городами и областями и разгоравшейся классовой борьбой внутри городов, характеризует историю Италии в 13 веке, в период зарождения элементов ренессансной культуры.
Важнейшие центры культуры Возрождения в Италии. Разнообразие социально-политического развития отдельных областей и городов Италии делает разнообразной и пестрой картину искусства Возрождения на всем протяжении его развития и способствует появлению большого количества местных художественных школ. Естественно, что важнейшими центрами новой культуры стали передовые города средней и северной Италии. Особенно велика была роль Флоренции, которая стала главным очагом Ренессанса. Из Флоренции вышли крупнейшие писатели, проложившие путь Возрождению, — Данте, Петрарка, Бок-каччо. Здесь формируется и расцветает гуманизм. Здесь сложилась и новая художественная школа, представленная в начале развития Джотто, а позднее блестящей плеядой мастеров — от Мазаччо и Донателло до Леонардо да Винчи и Микеланджело. Из других городов и областей Италии видную роль в развитии искусства играли в 14 веке Сиена, в 15 веке Умбрия, Падуя и Венеция. В 16 веке разнообразие локальных школ стушевывается, и на некоторое время ведущие художественные силы страны концентрируются в Риме, из местных же школ сохраняет ярко выраженное своеобразие одна лишь Венеция.
Периодизация искусства Возрождения в Италии. Несмотря на различия в культурном развитии отдельных областей Италии, оно подчиняется все же общей закономерности, позволяющей наметить основные этапы развития итальянского Возрождения. История итальянского Возрождения членится на три этапа: Проторенессанс (вторая половина 13—14 в.; 14 век в литературе иногда обозначают итальянским наименованием «треченто», т. е. 300-е годы), Раннее Возрождение (15 в. — «кваттроченто»), Высокое Возрождение (кон. 15— первая половина 16 в.). С 30—40-х годов 16 века культура Возрождения переживает кризис, связанный с общим экономическим и политическим кризисом Италии и началом феодально-католической реакции. Кризис и разложение Возрождения порождают так называемый «маньеризм» — художественное направление, распространившееся в Италии к середине 16 века. Весь 16 век иногда называют «чинквеченто».
Из этой хронологии явствует, что развитие ренессансной культуры в Италии несколько запаздывает по сравнению с социально-экономическим развитием страны. Проторенессанс — переходное искусство, в котором новые черты еще сплетаются с элементами средневековой традиции, зарождается в период, когда ранние городские коммуны Италии уже становятся ареной ожесточенной классовой борьбы, в ряде случаев заканчивающейся крушением республиканского строя и установлением тирании. Расцвет Раннего Возрождения приходится на то время, когда наблюдавшееся в предшествующие столетия решительное движение вперед в социальной, экономической и политической жизни Италии приостанавливается, старые республиканские демократические порядки в городах уступают место власти зажиточной верхушки или отдельных наиболее могущественных семей, стремящихся основать наследственные династии. Наконец, Высокое Возрождение, выдвинувшее величайших художников Ренессанса — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, совпадает с началом глубокого социального, экономического и политического кризиса Италии, крушением последних попыток национального объединения и утратой Италией ее ведущего положения среди европейских стран. Все эти явления не могли не сказаться на развитии искусства и, в конечном счете, привели к угасанию в нем ренессансных тенденций. Однако это произошло не сразу, и, как часто бывает в истории, искусство еще долго жило идеалами славного прошлого.
<<< Искусство Возрождения. Введение.
Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Проторенессанса. >>>