Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Архитектура.

Архитектура Японии так же, как и культура в целом (религия, философия, литература), продолжительное время находилась под влиянием Китая.
Культовые сооружения. Японские храмы подразделяются на синтоистские и буддийские. Синтоизм (син — бог, то — путь, учение) — древняя религия туземного населения, культ предков и сил природы.
Проникновение буддизма в б веке через Корею из Китая повлекло строительство храмов и монастырей по китайскому образцу. Буддийские постройки составляли ансамбли, включавшие главный (Золотой) храм, храм для проповеди, колокольню, ворота, библиотеку, сокровищницу и пагоды.
Ансамбль Хорюдзи в г. Нара. Храмовый ансамбль Хорюдзи в г. Нара — древнейшая деревянная постройка мира — создан в 607 году при участии корейских зодчих. Горизонтальные массы Золотого храма и других построек уравновешиваются вертикалью пагоды, высотою в 33,5 метра, пятью крышами, сильно вынесенными вперед. Шестая крыша, пристроенная около 1700 года, перекрывает галерею. Через все здание проходит прочная мачта из ствола дерева хиноки, имеющая целью предохранить пагоду от землетрясения.
Массивный, но скромный по размерам (10,5×14 м) Золотой храм поддерживается 26 деревянными колоннами, поставленными на каменном цоколе. Входная дверь фланкирована нишами со статуями охранителей ворот; внутри имелась стенная роспись, выполненная, по преданию, в 610 году корейским художником Донте.
Ансамбль Хорюдзи, послуживший образцом для всех последующих храмовых построек, на редкость гармонично расположен среди окружающего пейзажа, на фоне которого сверкают красные пятна колонн, лак и золото.


Ансамбль Хорюдзи в Нара. Аксонометрический чертеж

В период становления феодализма столицей Японии становится город Нара, распланированный с учетом градостроительных принципов китайской столицы Чанъань.
Эпоху феодализма в Японии принято считать с так называемого хэйанского (хэйан — мир и спокойствие) периода (794—1192), который был временем пышного расцвета придворной культуры, сопровождавшегося созданием аристократических литературных произведений (роман Мурасаки Сикибу «Гэндзи моноготари» — повесть о Гэндзи и др.), строительством буддийских монастырей и дворцовых комплексов.
В стране продолжало господствовать китайское влияние, и, как и раньше, китайское зодчество служило образцом для японских архитекторов. В частности, план китайской столицы — Лояна был положен в основу застройки новой столицы Японии — Хейан (Киото).
Храм Феникса близ Киото. Характерным памятником хэйанской культуры является храм Феникса в ансамбле Бидоин, близ Киото (1053), первоначально построенный как увеселительный дворец могущественной семьи Фудзивара — фактических правителей Японии.
Павильон, напоминающий в плане распластанные крылья птицы, был помещен посредине пруда. Легкие изогнутые крыши и тонкие подпоры с доугунами, отражавшиеся в воде, выглядели необычайно изящно и гармонично. В убранстве храма широко применены роспись, сложная резьба по дереву, золотой и черный лак, инкрустация перламутром, ажурные бронзовые пластины. Все это отличает утонченное придворное искусство 9—12 веков от лаконизма эпохи Нара.



Храм Феникса. Ансамбль Бидоин в Удзи близ Киото. Чертеж фасада

Гражданские сооружения. Если храм Феникса дает представление о характере не дошедшего до нас светского зодчества 11 века, представление о светских постройках 14 века можно составить на примере Золотого павильона в Киото, бывшего до 1408 года частью увеселительного дворца крупнейшего феодала Асикага Иомитсу.
Золотой павильон в Киото. Золотой павильон (название произошло от покрытой листовым золотом крыши) является классическим образцом сооружения, где вертикальные и горизонтальные опоры несут крышу, а переборки состоят из скользящих по желобкам бумажных ширм. Важная особенность жилых построек Японии и Золотого храма, в частности, — гармоничное сочетание архитектуры с пейзажем.
Жилые дома. Дома японцев — наиболее привлекательное явление из всего, что создала японская архитектура, в данном случае свободная от китайского влияния. Следуя конструктивным принципам, указанным выше, японские зодчие достигли высокого совершенства в решении интерьера. Простота и оригинальность внутренних помещений достигается за счет того, что модулем служит циновка размером 1,8×0,9.м. Циновки устилают все комнаты, подразделяющиеся на приемный зал, жилые и хозяйственные помещения. Постоянных переборок внутри дома нет, их заменяют передвижные перегородки — сёдзи, затянутые промасленной бумагой, непрозрачной, но пропускающей свет.
Наружные стены в зимнее время забраны деревянными скользящими ширмами — амадо. Деревянные части как внутри, так и снаружи остаются некрашеными; сучки, трещины, обнаженное строение волокнистого камфарного дерева или бамбука создают оригинальный декоративный эффект.
Мебель в японских жилищах употребляется минимально, размеры ее невелики, таким образом комната воспринимается со зрительного горизонта на уровне 70 сантиметров от пола, что позволяет сократить высоту дома. Оформление интерьера чрезвычайно лаконично — красивый рисунок деревянных переплетов, резьба на горизонтальных балках и особая «ниша красоты» — токонама — в приемном зале, размером в одну циновку, где в углублении висит свиток с изображением пейзажа, а на полу стоит ваза с цветами.
Благодаря раздвижным стенам японцы могут объединять помещения, превращая маленькие комнаты в большие залы; это же обстоятельство позволяет объединять дом с садом, открывая интерьер для воздуха и солнечных лучей.
Сады. Японские сады — своеобразный и сложный вид искусства. На протяжении средневековья жители «страны восходящего солнца» стремились в островных условиях, где отсутствует простор, воссоздать многообразие природы в миниатюрном виде. Так возникли «идеальные ландшафты» не только в парках микадо и крупных феодалов, но и на маленьких участках и даже на окнах горожан. С этой целью культивируются карликовые породы деревьев; в садах размером 30—50 квадратных метров насыпают холм, символизирующий высокую гору, покрытый красивыми деревцами, иногда с беседкой или пагодой на вершине; миниатюрный водопад низвергается в пруд, изображающий озеро, дорожки извиваются среди поросших мхом камней, мостики перекинуты через ручейки — и все это выдержано в едином масштабе и создает массу аспектов для созерцания в любое время суток.


<<< Искусство Средних Веков. Искусство Японии.

Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Скульптура. >>>

Иллюстрации к разделу >>>