Скульптура Северной и Центральной Индии 7—13 веков. Одним из знаменитых культовых центров Индии 6—8 веков был храм на острове Элефанта (близ Бомбея). Его главная достопримечательность — пятиметровый горельефный бюст трехликого Шивы. Головы божества, обращенные в разные стороны, отождествляют три рода деятельности Шивы. Величественность и спокойствие сочетаются с бесстрастностью и гневным драматизмом.
Там же, в храме Элефанта, имеется композиция, изображающая Шиву с женой Парвати и рельеф танцующего многорукого Шивы. Последнее изображение послужило прототипом большому количеству южноиндийских бронзовых статуй. Могучий ритм танца владыки знания, попирающего демона неведения, должен символизировать идею вечности движения, где Шива выступает как очистительная мудрая сила.
10—12 века — период создания выдающихся образцов скульптуры в храмах Центральной Индии (Каджурахо, Корнак, Бхубанесвар). Многочисленные скульптурные панно, украшающие стены храмов, повествуют о жизни индуистских божеств. Стиль скульптуры, освободившейся от гандхарских влияний, приобретает исконный индийский характер, выработанный уже в Аджанте (впрочем, без психологизма аджантских росписей). Скульпторы бесконечно варьируют излюбленный тип молодой женщины с тяжелым узлом волос и пышным обнаженным торсом, украшенным ожерельями и бубенчиками. При всем разнообразии движений тем не менее существуют определенные каноны в постановке фигуры, например поза «трибханга» — три наклона. Помимо этого, разрабатывается известная уже в буддизме сложная символика положения рук и пальцев, так называемая «мудра», где каждый жест имеет определенное значение. Система условных жестов существовала и в ритуальных храмовых танцах (стиль катхакали), что давало возможность неграмотным «читать» и понимать пантомиму богослужения.
Средневековая скульптура 10—13 веков — выдающееся достижение индийского национального искусства. Как уже указывалось выше, с приходом мусульманских династий скульптурные изображения в храмах Северной и Центральной Индии уступают место орнаменту.
Скульптура Южной Индии 16—17 веков. Южные храмы 16—17 веков дают образцы скульптуры и рельефа, сплошь покрывающего колонны оград и башни-гопурам (Бенарес, Шрирангам, Чидамбарам, Танджор, Мадура). Тематика скульптуры — мифологические сюжеты, иллюстрации к эпосу Махабхарата и Рамаяна, бытовые картинки. В изобилии и сложности пластической декорации сказывается использование традиций резьбы по дереву и кости.
По стилю скульптура типично индийская (тот же идеал красоты, канонические жесты «мудра»), но иногда в ней обнаруживаются европейские влияния, идущие от португальцев и других колонизаторов Индии.
Как это наблюдается в общем ходе развития восточного искусства, простые и ясные формы эпохи сложения феодальных отношений сменяются в конце средневековья беспокойными и измельченными. Декоративизм заслоняет конструкцию.
Рельефная скульптурная декорация в архитектуре Великих Моголов ограничивается изображением цветов и растений.
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. Архитектура.
Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. Живопись. >>>