Живопись. Большой интерес представляет чешская готическая живопись, в которой воплотились наиболее самобытные, национальные и реалистические черты искусства Чехии этой поры. Ее расцвет падает на вторую половину 14 — начало 15 века и совпадает с периодом подготовки реформистского гуситского движения, той антифеодальной борьбой, которая проходила под религиозными и национально-патриотическими лозунгами. Общественные идеи передовых слоев чешского общества, выраженные в учении Яна Гуса, нашли косвенное отражение в живописи.
В это время работал выдающийся чешский мастер Теодорих. Он украсил часовню св. Креста в Карлштейнском замке (1365—1367) ста двадцатью девятью композициями — преимущественно портретами исторических деятелей, а также изображениями святых и религиозных сцен. Глубокая жизненная правдивость, острая характерность, мужественность и суровая простота отличают образы, созданные Теодорихом.
Имена многих чешских художников не дошли до нас. Мы не знаем имени так называемого мастера Вышебродского алтаря, работавшего в середине 14 века и создавшего 9 композиций на темы из жизни Христа и Марии (Прага, Национальная галерея). Несмотря на условность (золотые фоны, несоблюдение пропорций, иногда обратная перспектива), мастер с большой лиричностью и проникновенностью передает различные эпизоды евангельской легенды, насыщая их живыми сценками. В его творчестве уже чувствуется пробуждение новых гуманистических, ренессансных веяний. В противоположность мягкой лиричности мастера Вышебродского цикла, другой художник конца 14 века, так называемый мастер Тржебоньского алтаря, наполняет свои работы напряженным драматизмом. В фрагментах алтаря из Тржебони (Прага, Национальная галерея), посвященных евангельским сюжетам, можно видеть яркие, очень своеобразно трактованные народные типы. Напряженная цветовая гамма сообщает этим произведениям особенную взволнованность и драматизм.
Рассмотренные нами памятники позднеготического искусства свидетельствуют, что на грани 14—15 веков (а в Италии уже в конце 13 в.) в искусстве Западной Европы намечаются заметные сдвиги. Постепенно оно утрачивает черты аскетической суровости, наполняется жизненным содержанием, условность форм сменяется более правдивой передачей реальности. Это связано с теми изменениями, которые происходят в это время в экономической и общественной жизни Европы, с развитием оппозиционных феодальной системе сил. Позднеготическое искусство в ряде стран вплотную подводит к искусству Возрождения.
Искусство Средних Веков. Искусство Стран Востока. Введение. >>>