Художественный язык немецкого искусства этого времени берет начало от искусства каролингов, но очень скоро в нем начинают проявляться абстрактность романской концепции и приемы линеарно-шюскостной передачи форм. Главным художественным центром было бенедентинское аббатство Рейхенау на Боденском озере, где с конца 10 века выдвигается ведущая школа живописи. Сохранившийся цикл монументальных фресок над аркадами главного нефа Георгиевской церкви в Оберцелле (на острове Рейхенау) принадлежит к капитальным произведениям раннего средневековья. Изображенные сцены чудес, совершенных Христом, — «Воскрешение Лазаря», «Исцеление бесноватых» и другие, представляя переработку раннехристианских прототипов, наделены чертами суровой величавости и напряженного драматизма.
Типичные особенности рейхенауской школы особенно полно проявились в многочисленных вышедших из ее мастерских памятниках миниатюры. Живописные тенденции, наблюдаемые в 10 веке («Кодекс Экберта» Муниципальной библиотеки в Трире кон. 10 в.), сменяются к началу 11 столетия приемами линеарно-плоскостного стиля. Из рукописей, характеризующих такие искания, особенно известны «Евангелие Оттона III» (ок. 1000) и «Книга евангельских чтений Генриха II» (1002—1014, обе в собрании Мюнхенской библиотеки). В первой особо следует отметить две известные миниатюры на развороте книги, из которых одна представляет Оттона III, сидящего на троне с двумя сановниками и воинами по сторонам, другая же — приближающиеся с дарами четыре женские фигуры, олицетворяющие подвластные императору Рим, Галлию, Германию и славянские земли. Не менее значительны в этой рукописи и изображения евангелистов в виде вдохновенных старцев, сидящих с широко раскрытыми глазами и поддерживающих воздетыми руками клубы облаков, где среди молний, ангелов и пророков являются их символы.
Самым крупным событием в истории оттоновской пластики было создание знаменитых бронзовых дверей собора в Гильдесгейме. Отлитые между 1008 и 1015 годами по инициативе и, по-видимому, под ближайшим наблюдением выдающегося деятеля эпохи епископа Бернварда, они содержат шестнадцать свободно скомпонованных рельефов на сюжеты из Библии и Евангелия. Для живо схваченных фигур этих композиций характерно то, что они не столько ощущаются в пространстве, сколько кажутся как бы погруженными в толщу слоя, служащего им фоном. Техника литья продолжает держаться в Германии в течение всего романского периода. В числе ее шедевров 12 века можно назвать фигуру мужчины с простертыми руками в эрфуртском соборе, служившую подсвечником (так называемый «Вольфрам»), и монумент в виде льва на площади перед замком в Брауншвейге.
В монументальной скульптуре из камня сказывается зависимость германских художников от иноземных школ. Чисто романскими по общему стилю и лепке форм представляются апостолы и пророки рельефов хора Бамбергского собора, изображенные попарно в момент страстной дискуссии (нач. 13 в.).
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство Франции.
Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство Италии. >>>