Вирсаладзе, который является художником преимущественно балетного театра, такой замысел казался особенно близким. И он создал оформление, полностью ему подчиненное и его выявляющее. В режиссерской экспозиции «Лоэнгрина» Каплан писал: «В макете строгость общей композиции, чистота и ясность линий и цвета. Обобщенность, цельность - без подробностей. Отражение образной стихии музыки, ее насыщенности и ясности, драматических коллизий». Эта задача была реализована Вирсаладзе.
Действие развертывается на неизменном станке. Спектакль идет в серо-бурых кулисах, частично расписанных, частично апплицированных. В центре сцены - круг, несколько наклоненный в сторону зрительного зала. Перед кругом, по краям его, - две кубические тумбы. За кругом - ступенчатый станок типа амфитеатра. Таким оформлением, которое поначалу кажется абстрактным, постановщики хотели подчеркнуть вневременной, обобщенно-символический, общечеловеческий характер оперы. Отвлеченность исходного момента изобразительного решения в значительной мере преодолевается благодаря блестящей работе художника, который при помощи костюмов, света и очень скупого реквизита добился конкретного образного наполнения каждой картины. При всей кажущейся скудости оформления оно дано в строго продуманной, содержательной колористической системе. Три ахроматических цвета - белый, серый и черный - составляют основу, на которую «накладываются» желтый и голубой цвета, преобладающие в спектакле. И яркими, звучными «мазками» в отдельные моменты выделяются и «разбивают» общий колорит «уникальные» (не повторяющиеся в спектакле) кирпично-красный, шоколадно-коричневый и темно-синий. Эта цветовая система отнюдь не формальна и не абстрактна. Она имеет вполне определенное конкретно-предметное содержание. Так сама по себе нейтральная одежда сцены в разных картинах получает то желтую, то сине-голубую подсветку. Кулисы, кроме того, фактурно разработаны при помощи красок и легких аппликаций, благодаря чему ассоциируются с каменными стенами средневековых замков, с бурыми песчано-глинистыми почвами, на которых они стоят, со сводами подземелий, освещенных тусклым мерцающим светом. А синяя подсветка кулис и занавеса заднего плана создает ощущение бездонной глубины ночного пространства.
<<< Философско-символическое содержание
<<<Оглавление>>>