Несколько рассудочное решение

Характер каждой отдельной картины соответствует ее музыкально-драматургической сущности. Лазурным кажется дворец в сцене Ферхада и юношей, пылающим - в сцене Мехменэ Бану. А высохший источник и надтреснутая расселина скалы? А скорбное ложе Ширин и тревожное в своем сочетании черного с красным ложе Мехменэ Бану? Неужели все это мыслимо в каком-либо другом произведении? Нет! Декорация Вирсаладзе в «Легенде о любви» является классическим образцом органической слитности изобразительного решения с музыкально-хореографической драматургией.

По отношению к «Каменному цветку» и «Легенде о любви» отметим, что декорации их, при всей немногословности и внешней скромности (но изысканности, утонченности), отличаются удивительным синтетизмом. Они объединяют, органически сплавляют различные принципы и приемы художественного оформления, подчиняя их образному решению действия. Декорации этих спектаклей представляют собой конструкции (шкатулка, ширма) и в то же время они живописны. Им присущи черты панно и одновременно пространственно-перспективного решения. Они создают реальную среду действия и вместе с тем являются его образным фоном. Они как воспроизводят реальный мир, так и дают его метафорический образ, совмещая иллюзорность с иносказательностью. В синтетизме декораций Вирсаладзе коренится, видимо, секрет их многогранно-многопланового воздействия.

В 1957-1962 годах в творчестве Вирсаладзе балетные спектакли, созданные совместно с Григоровичем, чередуются с оперными, поставленными вместе с Капланом. Оба этих выдающихся деятеля музыкального театра во многом обогатили художника. Их новаторство стало стимулом развития его искусства. Последней постановкой, оформленной Вирсаладзе по режиссерскому замыслу Каплана, стала опера Вагнера «Лоэнгрин» (театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 1962). Это было едва ли не первое возобновление Вагнера на русской сцене в послевоенное время. И Каплан дал очень глубокое и принципиально новое прочтение замечательного произведения великого композитора.


<<< Цвета костюмов

Характер каждой отдельной картины >>>

<<<Оглавление>>>