Хотя Вирсаладзе уже многому научился в Москве и Ленинграде - ив театрах, и у своих педагогов - первые годы работы в Тбилиси, по сути дела, тоже были годами учебы, только теперь не на школьной скамье, а в самостоятельной практической деятельности. Вирсаладзе изучал возможности сцены, овладевал мастерством, пробовал разные приемы, искал новые пути художественных решений. Этот период имел значение своего рода «введения» в подлинное творчество. Художник практически осваивал искусство, которому собирался посвятить жизнь. Вирсаладзе с первых же шагов пришлось иметь дело со спектаклями музыкального театра, и это в дальнейшем наложило отпечаток на всю его деятельность. Он вслушивался в музыку, вживался в нее, породнился с ней. Музыкальная стихия с самого начала стала как бы естественным условием его работы, приобрела значение атмосферы, в которой рождались живописные образы. И хотя результаты этого сказались не сразу, но тем не менее музыка определила направление творчества, повлияла на характер образного мышления молодого мастера.
При этом два произведения данного периода имели в формировании творчества Вирсаладзе исключительное значение - оперы «Шах-Сенем» Р. Глиэра в Баку (1934) и, особенно, «Даиси» 3. Палиашвили в Тбилиси (1936). Здесь художник вплотную соприкоснулся с восточной тематикой, с родной национальной стихией. Важным оказалось и то, что обе оперы были произведениями не бытового, а историко-легендарного плана. В связи с этими спектаклями можно говорить о сложении творческой индивидуальности Вирсаладзе. Воплощение музыкальной стихии, восточной тематики, легендарного содержания, решение декораций в приподнято-романтическом ключе, чуждое бытовизму, этнографизму, исторической стилизации, натуралистической достоверности, - все это отныне станет существенно характеризовать творчество Вирсаладзе, определит его стиль. В данных произведениях черты формирующейся индивидуальности проявились еще робко и не во всем совершенно. Но они уже достаточно ясны - художник нашел себя!
<<< Театрально-сценический язык
<<<Оглавление>>>