Декорации Вирсаладзе

Во второй половине 50-х годов цвет в спектаклях Вирсаладзе становится более эмоциональным. Появляется тяготение к поэтической символике красочных созвучий. Возникает строгая, серьезная, внутренне значительная красота колорита. Цвет используется скупо (без нарочитой эффектности и крикливой броскости), но всегда выразительно и образно точно. Оттенки его красивы и даны в удивительно гармоничных сочетаниях. В колористическом решении есть своя система, но нет схематизма.

Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что в работах Вирсаладзе последнего десятилетия (зарождается это уже в «Отелло» и «Лебедином озере» в Большом театре) непременно присутствуют три ахроматических цвета: черный, серый и белый, представленные очень развито и богато. Иногда один из них получает преобладающее значение, доминирует; в других случаях все три используются в равной мере. В «Каменном цветке» роль ахроматических цветов тоже очень велика, причем господствует среди них черный. В черное «одета» сцена; им прорисованы узоры малахитовой шкатулки, костюмов камней подземного царства и Хозяйки Медной горы; им очерчены контуры деревьев и скал; его мы видим в костюмах цыган, Северьяна. Серые стволы деревьев, одежды парней, обережных, скоморохов, сапоги на ногах у Данилы. Белые - костюмы Катерины и ее подруг, заснеженный пейзаж. Ахроматические цвета труднее, чем все другие, поддаются выразительному варьированию, эмоционально они более однотипны. Но в театре, благодаря применению разнообразных фактур и материалов, а также благодаря освещению, такое варьирование становится возможным. И поражает мастерство Вирсаладзе в создании оттенков ахроматических цветов, в наполнении их внутренней эмоциональной жизнью. В «Каменном цветке» это особенно относится к черному цвету. Можно даже сказать, что здесь Вирсаладзе применяет не черный цвет, а черные цвета, столь многообразен его черный в различном предметном значении: бездонный и глухой в фоне, матовый в разводах шкатулки, насыщенный в контурах деревьев и скал, блестящий на лаковых сапогах Северьяна, угольный в костюмах цыган и так далее.


<<< Легенда о любви

Хозяйки Медной горы >>>

<<<Оглавление>>>