Лебединое озеро

В спектакле рассказывается о крепостном уральском мастере Даниле, одержимом мечтой познать тайны природы, законы красоты самоцветов и создать Каменный цветок, соперничающий с естественными чудесами природы. Поэтому изобразительное решение образа спектакля в целом как малахитовой шкатулки осуществлено не только ради внешней ассоциации с литературным первоисточником. Малахитовая шкатулка выступает в спектакле как олицетворение народного художества, как символ того одухотворенного мастерства, преображающего мертвую природу в живые изделия умных человеческих рук, которое составляет пафос действий главного героя и внутреннюю тему спектакля. Каждая картина спектакля начинается и почти каждая из них кончается внутри малахитовой шкатулки. Танцевальное действие как бы вырастает, выливается из нее, а потому все события, происходящие на сцене, кажутся чудесами малахитовой шкатулки. Она - волшебный ларец, хранящий уральские предания и сказы. И потому реальные и фантастические сцены спектакля оказываются сплавленными в единое целое. Начинается действие. За передней стенкой малахитовой шкатулки высвечивается работающий Данила, который трудится над созданием вазы - Каменного цветка. Затем стенка поднимается и внутри малахитовой шкатулки открывается уральский пейзаж.

На фоне этого пейзажа произойдет встреча Данилы и его невесты Катерины, развернется их лирический дуэт. И потому пейзаж этот приветливый и светлый. Он является своеобразным «изобразительным аккомпанементом» к образам главных героев, воплощающих в себе лучшие духовные качества народа: творческую одаренность, человечность, душевную стойкость, нравственную силу и верность в любви. Будучи лиричным по своему светлому, солнечному колориту, этот ландшафт в то же время эпичен в самом предметном изображении (мощные скалы и деревья Урала). Он как бы несет в себе и лирическое и эпическое начала спектакля, которые связаны с любовью главных героев и с их народностью. А потому он как открывает, так и завершает спектакль, вновь появляясь в финале, где Данилу и Катерину, прошедших через суровые испытания, радостно встречают односельчане.


<<< Иносказательность образов и лаконизм

Волшебный ларец >>>

<<<Оглавление>>>