Иносказательность образов и лаконизм

В первом случае мы сталкивались с известной сухостью решения, которое сводилось, например, к едва намеченному контуру шпиля Адмиралтейства. Во втором возникали лишенные логики ассоциации («наш берег» напоминал Прибалтику, а «чужой» - Японию; герой по смыслу сюжета не мог попасть из одного места в другое). Творчество Вирсаладзе в равной мере противостоит обеим ложным крайностям в театрально-декорационном искусстве. Оно глубоко содержательно и опирается на завоевания предшествующего периода. Но оно чуждо недооценке специфики балетного жанра. Недаром Вирсаладзе сам посещал в детстве балетную школу и столь долго и самоотверженно работал в балете. Он словно «мыслит хореографически», создавая изобразительное искусство.

Глубоко специфичное, органичное для балета, творчество Вирсаладзе далеко, однако, от мнимых новаций, рождавшихся в борьбе за специфику. И оно практически решает дискуссионные вопросы последних лет, олицетворяя прогрессивные тенденции развития нашего искусства. В особенности это относится к спектаклям, поставленным художником совместно с Григоровичем. Вирсаладзе теперь отказывается от повествовательного оформления. Он строит декорации на сочетании единой установки с покартинной сменой изображений. Оформление не претендует на иллюзию непосредственно воспринимаемой среды, а представляет образ, опосредованный переживанием, мыслью. Это образ-представление («Каменный цветок»), образ-воспоминание («Спартак»), образ-мечта («Лебединое озеро»), то есть образ, данный в субъективном преломлении. И это созвучно метафорическому строю балетов Григоровича.

Целостное решение спектакля «Каменный цветок» определяется образом малахитовой шкатулки, который найден исключительно удачно. «Малахитовая шкатулка» - название одного из рассказов П. Бажова, легших в основу либретто балета, а также и сборника уральских сказов писателя. Образ малахитовой шкатулки на сцене напоминает о литературном первоисточнике и вводит нас в атмосферу художественных промыслов Урала, в поэзию народных ремесел.


<<< Принцип оформления

Лебединое озеро >>>

<<<Оглавление>>>