Развитие советского театра

Ведь в первое послевоенное десятилетие, когда у нас реализм нередко подменялся внешним правдоподобием, бытописательством, натурализмом, в искусстве распространилась известного рода боязнь поэтических иносказаний, смелых, сгущенных до символа обобщений, образных метафор. Это сказалось и в области театральной декорации, в том числе балетной. С другой стороны, эти же ошибки в понимании реализма приводили к подробной бытовой детализации оформления, к преобладанию декораций описательно-повествовательного характера. Один из возможных способов художественного решения спектакля, подходящий для произведений отнюдь не любого стиля и жанра, канонизировался, догматизировался и превращался в универсальный. Как реакция на подобного рода односторонность возникло стремление к лаконизму изображения, к выразительности скупых деталей, фрагментарности целого. Все это привело к новому выдвижению проблемы условности.

Однако, как это нередко бывает в борьбе различных тенденций, одной крайности стали противопоставлять другую, и в общем прогрессивном процессе развития, обогащения и обновления возможностей театрально-декорационного искусства появились свои «издержки производства». Условность у иных деятелей театра стала предметом спекуляции. Порой режиссеры и художники увлекаются ею потому, что это модно, директора театров - потому, что это дешево, рабочие сцены - потому, что легко делать перемены декораций. И только актер нередко чувствует себя в подобном окружении неуютно, ибо бывает так, что оно ничего не дает ему для перевоплощения в образ, для верного творческого самочувствия.


<<< Специфический путь

Детализация оформления >>>

<<<Оглавление>>>