Преодолевая ограниченность жанра балета-пьесы, балетмейстер сохранил его завоевания. Он сумел достичь небывалого до того синтеза драматического и музыкально-хореографического начал, подняв балетный театр на новый художественный уровень.
Это обнаружилось уже в «Каменном цветке». Построив спектакль на основе глубокой драматургии, Григорович вместе с тем дал танцевальное решение действия, восстановив в правах многие утраченные или забытые принципы и формы классической хореографии. Он развил симфонический танец, органически соединив его с действием. Он обогатил современный танцевальный язык.
Григорович мыслит крупными хореографическими формами, обобщенно выражающими узловые моменты действия. В спектаклях его нет, например, танцев на помолвке, на ярмарке, на балу, на празднике и т. д., что было типично для драмбалетов, подменявших танцевальное выражение смысла действия бытовыми танцами по ходу действия. Зато Григорович дает помолвку, ярмарку, бал, праздник и т. д. в танце, то есть создает их танцевальный образ. Это принципиально противоположные методы хореографического мышления. Григорович обладает богатством фантазии и умеет решать большие содержательные проблемы, оставаясь в рамках специфики своего искусства.
Естественно, что новые принципы его творчества потребовали и новых приемов оформления. И в лице Вирсаладзе Григорович нашел художника, во многом способствовавшего осуществлению его замыслов. Как и балетмейстер, художник творчески решил проблемы, возникшие в связи с противоположностью балета-пьесы и балета-симфонии, преодолев односторонние тенденции и достигнув синтеза рациональных моментов, содержащихся в обоих жанрах. В связи с этим необходимо коснуться специфики художественного оформления спектакля в балетном театре.
<<< Художественно полноценные произведения
Крупные хореографические формы >>>
<<<Оглавление>>>