Спектакли родились в переломное время. Прошел XX съезд партии - знаменательная веха в развитии нашей страны. Преодолевались догматизм и иллюстративность, «зашоренность» и идейно-эстетическая ограниченность искусства предшествующего периода. Раскрепостились поиски передовых современных художников.
Вирсаладзе счастливо избежал в своем творчестве многих бед предшествующего периода. Его почти не коснулись натурализм, нивелировка творческих индивидуальностей. И хотя порой в отдельные спектакли проникали то помпезность, то слащавость, в целом Вирсаладзе сумел остаться верным принципам высокого искусства. В этом сказались свойственные ему бескомпромиссность и непримиримость к спекулятивному искусству, а также тонкий вкус и высокая культура, органически присущие его дарованию.
Судьба далеко не каждого художника складывалась в те годы без осложнений. Вирсаладзе рассказывает, что в самом начале 50-х годов он встретил на улице своего старого учителя, известного театрального художника И. Рабиновича и узнал, что тот покинул театр. Ярко-театральное творчество этого своеобразного мастера не встретило тогда поддержку у некоторых деятелей искусства, узко и ограниченно понимавших возможности реализма.
Как бы ни был талантлив художник, он не может выйти за пределы своего времени. И поэтому при всей своей прогрессивности и эстетической ценности творчество Вирсаладзе послевоенного периода развивалось в русле некоторых общих принципов нашего искусства, в том числе в русле живописной иллюзорно-описательной декорации, которая в те годы считалась едва ли не единственным выражением реализма в области театрального оформления. В «Дон Жуане», в «Отелло» художник сделал шаги в ином направлении. И, видимо, не случайно это произошло в переломные для всей нашей идейно-духовной жизни годы. Вирсаладзе вступил на путь, который приведет его ко многим художественным открытиям, к плодотворному решению принципиальных творческих проблем, выдвигаемых развитием искусства.
<<<Оглавление>>>