Вирсаладзе наследует и развивает эту традицию. Но он претворяет ее по-своему. В его искусстве намечается определенная система соотношений костюмов и декораций, которая затем станет постоянной. В живописи Вирсаладзе при богатстве колористических оттенков и элементов никогда нет пестроты. Он строит свои решения декораций на определенном сочетании нескольких избранных цветов. И разрабатывает костюмы в той же гамме. Поэтому они как бы «продолжают» живописную тему декораций. Но так как на сцене они находятся в движении (при этом в балете - в музыкально организованном движении), то, развивая живопись декораций, костюмы динамизируют ее, сочетают с ритмами музыки. В изобразительное искусство они вносят ритмически-временное начало, способствующее синтезу его с музыкой. Чтобы красочная система изобразительного решения при этом не оказалась схематичной, Вирсаладзе обычно вносит в костюмы два-три «выпадающие» из нее цвета. Они кажутся особенно «свежими» и словно предохраняют общее живописное решение от монотонности и сухости. Так, в «Спящей красавице» П. Чайковского, поставленной в ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1952), окраска костюмов в каждом акте соотнесена с колоритом декорации.
В прологе господствуют темно-синий и золотой цвета (интерьер дворца с балконом, открывающим синеву ночного неба; золотистые украшения и огни). И туалеты придворных тоже синие, разных оттенков, с золотом. На этом фоне выделяются оранжевая, канареечная, фисташковая, сиреневая, белая и розовая пачки секстета фей и черная одежда Карабос. В первом акте серо-розовый, словно в лучах утренней зари, дворец, написанный на заднике, дан в обрамлении зеленых арок кулис. И в костюмах массы, в частности в вальсе, сочетаются зеленые, светло-фисташковые, серые и розовые тона. А розовая Аврора дается в сочетании с черно-белыми (дополняемыми серым и золотым) одеждами кавалеров.
<<<Оглавление>>>