Художник романтического склада

Русской теме художник отдал дань также при постановке балета «Весенняя сказка» Б. Асафьева (по «Снегурочке» Островского) в театре им. С. М. Кирова (1947, балетмейстер Ф. Лопухов). Здесь эта тема сказочно опоэтизирована и художник больше чувствует себя в своей стихии. Особенно хороши декорации весеннего леса, поражающие легкостью и прозрачностью письма, а также праздничным контрастом желто-зеленой молодой листвы, тонких белых стволов берез и ярко-красных сарафанов в народном хороводе.

Творчество художника в первом послевоенном десятилетии было неровным. Иногда появлялись явно неудачные произведения, где, несмотря на живописный талант автора, сказывались традиционные оперные штампы. К таким работам могут быть отнесены, например, декорации к опере «Демон» А. Рубинштейна (1949, театр оперы и балета им. С, М. Кирова, режиссер П. Румянцев). Видимо, здесь на творчестве художника сказалась слабость режиссуры, хотя и стремившейся применить в оперном театре систему Станиславского, но делавшей это во многом механически и не дававшей глубокого и оригинального истолкования воплощаемого произведения по существу.

Иногда в произведениях Вирсаладзе давали себя знать и некоторые слабые стороны театрально-декорационного искусства того времени, например помпезность и пышность, тяжеловесность, перегруженность и самодовлеющая декоративность изображения («Раймонда» А. Глазунова, 1948; отчасти «Абессалом и Этери» 3. Палиашвили, 1953). Порой романтические штампы обозначались в некоторой слащавости и нарочитой красивости («Сицилийская вечерня» Д. Верди, 1952; «Корсар» А. Адана, 1955). В названных спектаклях есть немало привлекательного. В них проявились и сильные стороны творчества Вирсаладзе, его живописное дарование, колористическое мастерство. Но здесь же сказались и недостатки, которые художник разделял со всем театрально-декорационным искусством той поры.


<<< Правое и левое здания Вирсаладзе

Слабые стороны театрально-декорационного искусства >>>

<<<Оглавление>>>