В конце 1968 года Вирсаладзе оформил в Баку на сцене Театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова хореографическую постановку Г. Алмасзаде симфонического мугама «Шур» композитора Ф. Амирова. В рецензии С. Мирзоевой на этот спектакль, названной «Зримая музыка мугама», сказано: «Музыке подчинено и сценическое оформление - оригинальная конструкция неистощимого на выдумки Солико Вирсаладзе. На определенные ноты вспыхивают золотом декоративные пятна на древней огромной стене, выступает затейливый восточный орнамент, мудрая значительность текста, начертанного арабскими письменами. Все здесь великолепно выдержано по тону коричнево-золотистому. Спектакль идет только в одной этой декорации, лаконичной и простой и, что не менее важно, удобной. Свободна вся сценическая площадка, а три ниши со своими створками дают возможность разнообразить выходы героев, сценические рисунки.
Вот это блистательное знание художником специфики балета выразилось и в национальных по духу костюмах, которые по своей фактуре, крою, линиям сугубо музыкальны, - подчеркивают движение, продолжают линии танца, способствуют динамике пластического рисунка. Я уж не говорю об их колористической гамме: белого с блестками костюма героини, светло-серого с красным у девушек из народа, и по контрасту с ними, черных трико и зловеще развевающихся плащем «мрачных сил», - все в русле музыки, в стихии общего для балета настроения» ". Последняя работа Вирсаладзе - новая постановка «Лебединого озера» П. Чайковского в Большом театре СССР. Это произведение сопутствует Вирсаладзе на протяжении всего творческого пути. Новое решение свя зано с переосмыслением концепции балета Ю. Григоровичем. Озеро лебедей, выступающее в этом спектакле как мечта, воплощение идеала, «накладывается», словно «наплыв» в кино, на готическую архитектурную композицию, олицетворяющую рыцарский мир, но данную не как изображение реальности, а как легендарный образ сказания, воспоминания.
<<<Оглавление>>>