Такое значение их впервые выявилось в спектакле Григоровича. И потому сказочное действие выступает здесь не только как сон, но и как мечта о будущем, о счастье и справедливости, о победе добра, и как предчувствие большой любви и героических свершений, и как открытие мира, впервые обнаруживающего перед юным сознанием свои противоречия и конфликты, и как воспоминание о чистоте детства и прекрасных помыслах юности. Здесь все происходит всерьез, а потому приобретает обобщающее иносказательное значение.
В спектакле Григоровича Маша вообще не засыпает и не просыпается. После окончания новогоднего праздника, когда уснул весь дом, она входит со свечой в ночной рубашечке в темную залу, где недавно ослепительно блистала нарядная елка, теперь таинственно чернеющая в глубине. И тут-то начинаются фантастические события, развертывающиеся, по мановению руки Мастера кукол, как бы на самом деле. В конце же спектакля нет никакого бытового пробуждения. Возвращение Маши из фантастической сферы в реальную воспринимается как расставание с волшебным миром, прощание с прекрасной грезой. И потому от этого эпизода веет грустью неосуществленной мечты, тоской о несбывшемся счастье. Лишь в самом конце спектакля звучит мажорная нота: когда вновь ставшая ребенком Маша с восхищением и любовью прижимает к себе игрушку-Щелкунчика, ее вдохновенность и устремленность к счастью столь сильны, а победа добра над злом в спектакле была столь убедительна, что мы верим - сбудутся радужные грезы ребенка. Этому философскому спектаклю вообще присущи метафоричность, ассоциативность, многозначность. Так Дроссельмейер - образ, наиболее прямо сближающий Чайковского и Гофмана и исключительно удавшийся Григоровичу, - олицетворяет собой как бы высшую мудрость жизни. Он одновременно и умный сказочник, способствующий формированию личности главных героев, открывающий перед ними тайны жизни, ее пути, и чародей, причастный оккультным силам, и добрый волшебник, помогающий одолеть фантастический мир зла, и бытовой персонаж, веселый приятель семейства, любимец детей.
<<< Недостатки изобразительного решения
<<<Оглавление>>>