Новая версия «Спящей красавицы» в целом не удалась художнику. Как и в работе балетмейстера, здесь есть и верные тенденции (легкость, лаконизм, образно-конструктивное единство) и сильные стороны (колористический строй). Но они частично обесцениваются недостатками изобразительного решения, его противоречием с музыкой. В еще большей мере «издержки производства» на прогрессивном в целом пути развития искусства сказались при постановке «Дон Жуана»
Моцарта в Тбилиси (режиссер Э. Пасынков, 1964). В отличие от глубоко гуманистической интерпретации Э. Каплана, при которой как Дон Жуан, так и его преследователи выступали носителями положительных начал, а идея спектакля заключалась в трагизме их столкновения в мире неразрешимых противоречий, постановка Э. Пасынкова давала произвольную трактовку оперы. Дон Жуан выступал здесь как обаятельный авантюрист, а преследовавшие его женщины - как ханжи и лицемерки, навеки влюбленные в своего обольстителя. Такая идея не могла увлечь художника. И если старые декорации словно излучали поэтический свет и вместе с тем, особенно в последнем акте, несли в себе трагедийное начало, то новые оказались сухими. По сути дела они лишь демонстрировали сочетание живописи и конструктивного обрамления (опять арка!), панно и единой картины при общем облегченном решении. Принципы прогрессивны- конкретный результат беден и неудачен.
Зато в работе над «Щелкунчиком» П. Чайковского художник словно взял реванш за предшествующие неудачи. К оформлению этого балета Вирсаладзе также обратился вторично (его первая работа - ленинградский спектакль в постановке В. Вайнонена, 1954). Здесь глубокое и новаторское прочтение балетмейстером произведения Чайковского определило и удачу работы художника.
<<< Световые блики на заднем плане
Недостатки изобразительного решения >>>
<<<Оглавление>>>