Конструктивное решение вносит в декорацию обобщенность. Это не изображение конкретного места действия, а образ восточного мира вообще, получающий, однако, конкретизацию, связанную с действием оперы, в костюмах, бутафории и реквизите. Активность цвета, единая колористическая система предохраняют от сухости многих чисто конструктивных оформлений, вносят эмоциональное начало, столь важное для созвучия декораций музыке.
В оформлении «Даиси» конструктивное начало менее обнажено. Оно сказалось преимущественно в использовании станков и строенных сооружений, в ясности планировки. Роль живописного начала здесь возросла, тоньше разработан колорит. Но и в этой работе заметно стремление к созданию синтетического образа.
«Даиси», бесспорно, лучшая работа Вирсаладзе раннего тбилисского периода. Она словно сосредоточила в себе достижения молодого художника тех лет. Во вдохновенности исполнения декораций сказались и органичность претворения родной национальной темы и общий подъем грузинского и всего советского искусства середины 30-х годов. В эскизах декораций к «Даиси», как и в некоторых других работах того времени, намечаются черты колористической системы, которая станет типичной для Вирсаладзе, - большая роль черного цвета и звучных сопоставлений черного с красным, синим, желтым, а также применение золота и серебра. Истоки этой колористической системы - в грузинском национальном искусстве, в его народных и историко-художественных традициях.
В дальнейшем в творчестве Вирсаладзе появится много новых разнообразных тенденций. Но в блистательных открытиях, которые он сделает в период наивысшего подъема, словно прорастут те зерна, которые были заложены в ранних произведениях. Это относится прежде всего к особенностям колористического строя и к тенденциям синтеза живописных и конструктивных решений.
<<<Оглавление>>>