Медальное искусство

Медали — наградные, юбилейные, памятные известны всем. Мы видим их на груди у ветерана войны и известного спортсмена, в музеях и на художественных выставках. Искусство изготовления медалей, а также монет называется медальерным.

Интерес к медали был велик всегда. И это не удивительно. Медали чеканятся в честь выдающихся событий, научных открытий, исторических деятелей. Они являются своеобразными миниатюрными памятниками эпохи. Медали рассказывают об облике римских императоров и о Полтавской битве, о штурме Зимнего и покорении космоса.

Ни медаль не только историко-культурный памятник. Это и произведение искусства. Медальерное искусство — особый вид скульптуры малых форм. Как правило, медаль чеканится с двух сторон. На лицевой стороне — аверсе помещается главное изображение. На оборотной стороне — реверсе — дополнение к содержанию лицевой стороны в виде надписи, какого-либо символа или аллегории.

Главные отличительные свойства медали — малый размер и емкость содержания. Поэтому искусство ее изготовления требует от художника выразительного и продуманного композиционного решения. Необходимо достичь единства изображения и шрифта, в котором каждая буква служит частью композиции.


Вверху (слева направо): медаль «За Полтавскую баталию» 1709. Ф. П. Толстой. Медаль из серии «В память Отечественной войны 1812 года». 1834—1836. Аверс и реверс. Внизу (слева направо): И. Д. Шадр. Золотой червонец. 1923. Медаль «За оборону Москвы». 1944. Медаль «В память 10-летия первого полета человека в космос». 1971.

Техника изготовления медали довольно кропотлива. Сначала автор выполняет эскиз медали на бумаге, определяет изображение, композицию, надписи. Затем делается модель. Для этого берется диск диаметром около 40— 45 см, и на нем из пластилина или воска подробно лепится большая медаль. Затем она отливается в гипсе, после чего скульптор еще раз прорабатывает модель. Потом в заводских условиях ее уменьшают до заданных размеров. По полученному эталону делают штемпель (чаще всего из стали), подготовленный кружок металла кладут между двумя штемпелями и сильным сжатием чеканят изображение. Выпускают медали и значки в нашей стране на монетных дворах, которые поставляют обязательные экземпляры в коллекции Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственный Исторический музей.

Медальерное искусство возникло в Древней Греции. Прообраз сегодняшней медали — древнегреческие и римские монеты. Для увековечения какого-либо события или лица древние чеканили не медали, а особые монеты, которые поступали в обращение. Однако это не исключало высокого совершенства их исполнения, о чем свидетельствуют дошедшие до нас древнегреческие монеты V—IV вв. до н. э.

Медальерное искусство в современном понимании возникает в эпоху Возрождения в Италии. Его основателем считают итальянского живописца Пизанелло. Медаль, как и все ренессансное искусство, служит утверждению ценности человеческой личности. В это время чеканят изображения не только правителей и кардиналов, но и знаменитых поэтов, художников, мыслителей. К изготовлению медали обращаются крупнейшие живописцы и скульпторы. Так, А. Дюрер запечатлел свой автопортрет на медали (1514).

Начиная с XVII в. медальерное искусство развивается во всех странах Европы. Большинство сюжетов первых русских медалей связано с Петром I, его воинскими сражениями, событиями Северной войны, когда Россия получила выход к Балтийскому морю. Значительный интерес к медальерному искусству проявлял М. В. Ломоносов, он сделал несколько проектов медалей.

Среди русских медальеров XIX в. выделяется Ф. П. Толстой, создавший знаменитую серию медальонов, посвященную событиям Отечественной войны 1812 г. Творчество этого мастера составило целую эпоху в развитии русского медальерного искусства, определило пути его дальнейшего развития. Во второй половине XIX в. тематика русской медали расширяется. Она включает не только героические, но и бытовые, крестьянские темы.

После Великой Октябрьской социалистической революции медальерное искусство тесно связано с идеями ленинского плана монументальной пропаганды. На первых советских медалях увековечена новая советская символика: пятиконечная звезда, серп и молот; вожди мирового пролетариата К. Маркс и В. И. Ленин.

Широко и разносторонне воплощена советскими художниками ленинская тема. Серию медалей, посвященных жизни и деятельности В. И. Ленина, создал известный скульптор М. Г. Манизер. Наряду с ленинской и историко-революционной темами глубокое отражение находит тема Великой Отечественной войны.

К созданию медалей обращаются многие выдающиеся советские художники и скульпторы: И. Д. Шадр, Н. В. Томский, Г. А. Йокубонис, О. К. Комов, Э. Д. Амашукели и другие.

В нашей стране проводятся всесоюзные выставки медальерного искусства. Многие школьники работают в нумизматических кружках, где постигают секреты этого прекрасного и древнего искусства.


<<< Марксистско-ленинская эстетика

Метрополитен-музей >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>