Диорама, Панорама.

В 1822 г. молодой французский театральный художник Л. Ж. Дагер, впоследствии известный фотограф, изобретатель дагерротипии, удивил зрителей необычным оформлением сцены. Декорации для театрального спектакля он написал на обеих сторонах материала, хорошо пропускающего направленные на него пучки света.

Чередуя прямое и скользящее освещение, Дагер показывал то одну, то другую сторону декораций. При этом возникала иллюзия движения изображений, изменялся их цвет, а все сценическое пространство расширялось и менялось на глазах у публики. Этот метод оформления сцены получил название диорамы (от греческих слов «диа» — «сквозь», «через» и «орама» — «зрелише», «вид»).

Позднее диорамами стали называть живописные картины в виде длинной ленты, изогнутой (в отличие от панорамы) полукругом. Перед живописным изображением на переднем плане помещаются различные сооружения, реальные и бутафорские предметы. Искусственным освещением различных участков диорамы достигается иллюзия непосредственного перехода пространства реального переднего плана в живописное пространство картины. Диорамы располагаются в специально выстроенных для них павильонах.

Большое распространение диорамы получили в советском изобразительном искусстве, особенно в батальном жанре. В 1929 г. известный художник-баталист М. Б. Греков создал диораму «Взятие Ростова». Событиям Великой Отечественной войны посвящены произведения Студии военных художников имени М. Б. Грекова: «Переправа советских войск через Днепр», «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», и др.; о событиях гражданской войны рассказывает диорама «Штурм Перекопа» и др.

Панорама (от греческих слов «пан» — «всё» и «орама» — «зрелище», «вид») в отличие от диорамы сочетает живописную картину в виде круглой замкнутой ленты и объемные предметы и макеты переднего плана. Она располагается в специально построенном для нее круглом зале с центральной, обычно затененной смотровой площадкой. Как и в диораме, в панораме важную роль играет искусственное освещение.

Каждый, кому случается побывать в Севастополе, непременно стремится посетить небольшое круглое здание в центре города. Здесь помещается знаменитая панорама «Оборона Севастополя», созданная русским художником Ф. А. Рубо в 1902—1904 гг. В судьбе севастопольской панорамы словно отразилась история самого города-героя. Панорама была открыта в 1905 г. В годы Великой Отечественной войны ее спасли от уничтожения гитлеровскими варварами героические моряки Черноморского флота. После войны произведение Рубо было восстановлено советскими реставраторами и вновь открыто для обозрения в 1954 г.


Ф. А. Рубо. Панорама «Бородинская битва» (фрагмент). 1911. Москва.

С затененной смотровой площадки в центре зала разворачивается грандиозное зрелище севастопольской обороны 1854—1855 гг. По всей окружности на переднем плане размещены реальные предметы — неприхотливая солдатская и матросская утварь, оружие, кучки ядер, корзины с песком, макеты оборонительных сооружений. Мы видим и защитников Севастополя, занятых нелегким ратным трудом. А дальше размещена огромная лента живописной картины, охватывающая весь круг горизонта. Искусственное освещение, выхватывающее из мрака одни сцены, а другие оставляющее в полутени, создает иллюзию непосредственного перехода реального пространства переднего плана в живописную плоскость картины. Зритель становится как бы непосредственным наблюдателем совершающихся у него на глазах героических событий.

В 1962 г. в Москве, на Кутузовском проспекте,, открылась панорама Рубо «Бородинская битва» (1911), рассказывающая о самоотверженной борьбе русского народа с наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 г. Произведения Ф. А. Рубо показали будни войны, героический подвиг народных масс и заняли достойное место в развитии этого вида искусства.

Событиям Великой Отечественной войны посвящена панорама «Сталинградская битва», выполненная в 1982 г. в Волгограде группой художников Студии имени М. Б. Грекова, и др.


<<< Дизайн.

Древнего Двуречья искусство. >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>