Гравюра

Французский глагол, от которого происходит слово «гравюра», означает «вырезать». Это вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической или деревянной доске.

Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования. С одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество равноценных оттисков (эстампов); все они будут авторскими произведениями в отличие от рисунка, который существует только в единственном числе.

Материал доски и способ гравирования определяют характерные особенности и влияют на стилистику изображения.

По характеру обработки печатной формы (доски) и способу печати различают выпуклую и углубленную гравюры. К гравюре относят и литографию.

Доска для выпуклой гравюры готовится следующим образом. На хорошо отполированную поверхность доски из твердых пород дерева (груша, пальма, самшит) наносится карандашом, пером или кистью рисунок, затем штихелем гравер удаляет места, которые в оттисках должны быть белыми, оставляя штрихи и черные пятна. Получается выпуклое изображение, на него валиком накатывают краску и, приложив бумагу с силой придавливают ее на станке или притирают вручную. Таким образом получают на ней оттиск. Комбинации штрихов разной толщины создают тон любой насыщенности.


А. Дюрер. Портрет Луки Лейденского. 1520. Офорт.

К выпуклой гравюре относятся ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме).

В углубленной гравюре рисунок резцом или кислотой углубляется в металлической пластине (из меди, стали или цинка), краска забивается тампоном в углубления, поверхность доски вытирается начисто и на нее накладывается увлажненная бумага. Печатают на станке при сильном давлении, необходимом для того, чтобы бумага вдавилась в углубление и, коснувшись краски, «приняла» ее вплоть до самых мелких штрихои.


Э. Делакруа. Иллюстрация к трагедии У. Шекспира «Гамлет». 1835. Автолитография.

К углубленной гравюре относятся резцовая гравюра, офорт, акватинта, меццо-тинто, сухая игла, лавис, мягкий лак.

Резцовая гравюра отличается четкими линиями, толщина которых варьируется в зависимости от углубления резца в металл. Они прорезаются в металлической доске штихелем, резцом.

Сухая игла характерна сочетанием тончайших и сочных черных линий. Рисунок процарапывается на металлической пластине стальной иглой. При сильном нажиме иглы образуются заусеницы (барбы), они придают сочность оттиску, так как задерживают больше краски, которая в этих местах при печати переходит на оттиск.

Меццо-тинто (черная манера) — техника, при которой вся доска делается шероховатой, дающей при печати сплошной черный фон, затем шероховатости выглаживаются в светлых местах.


Г. Доре. Иллюстрация к роману М. Сервантеса «Дон Кихот». 1862—1863. Ксилография.

В некоторых видах гравюры на металле применяется травление кислотой.

Лавис — это техника, при использовании которой на металлической доске рисуют кислотой, нанося ее кистью.

Оттиски, похожие на акварельную заливку, дает акватинта. В акватинте доска протравливается через поры прилипшего к ней порошка канифоли. Чем дольше травление, тем сильнее получается тон на оттиске. Акватинта часто комбинируется с офортом.

Рисуя карандашом на бумаге, положенной на загрунтованную мягким лаком доску, получают эффект карандашного рисунка. Эта техника — мягкий лак.

Цветные гравюры печатаются с нескольких досок, каждая из которых служит для одной краски. Иногда печатают и с одной доски, покрывая ее разными красками.

В ходе работы над доской художник делает с нее пробные оттиски. Такие оттиски, фиксирующие этапы работы гравера, называются состояниями. Их может быть до 20.

Гравюры часто подписываются не одной, а двумя и даже тремя фамилиями — художника, гравера, печатника.

Возникновение гравюры тесно связано с ремеслами, в которых применялись процессы гравирования: гравюра на дереве — с набойкой тканей, гравюра на металле — с ювелирным делом. Первые европейские ксилографии с изображением святых, раскрашенные от руки, продавались паломникам в монастырях уже на рубеже XIV—XV вв. В начале XV в. появились «блочные» книги; иллюстрации и текст в них вырезались на одной доске. В 1461 г. была напечатана первая иллюстрированная гравюрами книга с наборным шрифтом.


К. Кольвиц. Лист памяти. К. Либкнехта. 1919—1920. Ксилография.

В XV—XVI вв. гравюра получает широкое распространение, ею начинают заниматься крупные художники. В 1493 г. напечатана «Всемирная хроника» X. Шеделя, она включала свыше 2000 пейзажных и исторических гравюр. Гравюра становится самостоятельным художественным произведением, отражает настроения и мысли эпохи. Таковы гравюры А.Дюрера, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего. В эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524—1525 гг. в Германии гравюра стала оружием острой социальной борьбы (например, летучие листки — своеобразные листовки на злобу дня, широко распространенные в Германии в 1510—1520-е гг.). Высокого уровня достигла гравюра в Италии в XV—XVI вв. (А. Мантенья, Ф. Пармиджанино и другие мастера).

В XVI в. возникла репродукционная гравюра резцом, ее задача — воспроизведение живописных произведений. В это же время развивается и офорт с его свободным штрихом, живописностью и большой эмоциональностью.

В XVII—XVIII вв. появились различные репродукционные техники. Для воспроизведения живописных произведений используются резцовая гравюра с офортной подготовкой, меццо-тинто, акватинта, лавис. Офортом и резцом исполнены гравюры голландского художника Рембрандта, итальянца Дж. Б. Пиранези, француза Ж. Калло. Гравюры широко печатаются листами, альбомами, в книгах, ими украшают помещения, растет число коллекционеров гравюры.

Первыми мастерами резцовой гравюры в России были знаменщики Оружейной палаты, которые вырезали «травы», украшения на царской посуде и оружии.

На русских резцовых гравюрах XVIII в. изображаются батальные сцены, панорамы, аллегории, портреты. Большого мастерства достигли в этом А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев. Конец XVIII — начало XIX в. отмечены творчеством таких мастеров, как Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин, Г. И. Скородумов. Большое распространение получает русский лубок (обрезная, раскрашенная от руки гравюра на дереве).

Наибольшего расцвета достигает в XVIII— XIX вв. японская гравюра, изысканная по рисунку, великолепно сгармонированная по ритму линий и пятен, тончайших полутонов, богатая поэтическими метафорами и ассоциациями. К. Утамаро создает в своих гравюрах лирический тип идеального женского портрета. К. Хокусай показывает сложность и гармонию природы. А. Хиросигэ любуется пейзажами своей страны. Японская гравюра оказала большое влияние на пути развития европейской гравюры.

На рубеже XIX в. испанский художник Ф. Гойя своими офортами с акватинтой открыл новые возможности гравюры. Его листы отмечены острой политической сатирой, трагическим гротеском, неисчерпаемой фантазией.

Изобретенная в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком торцовая гравюра (см. Ксилография) находит широкое применение для иллюстраций в книгах и журналах XIX в. Всемирную известность получили гравюры по рисункам Г. Доре, в России — гравюры Е. Е. Бернардского по рисункам А. А. Агина.

В искусстве XX в. гравюра становится страстным проводником передовых освободительных идей, протестует против империалистического ига и военной угрозы. Это работы немецкой художницы К. Кольвиц, бельгийца Ф. Мазереля, мексиканцев Л. Мендеса, А. Бельтрана и других мастеров.

В советской гравюре широко отразились жизнь и история нашего народа, великие стройки и пейзажи нашей Родины, размышления о сегодняшнем дне. Советскую гравюру представляют художники различных творческих направлений и национальных школ, объединенных общими принципами коммунистической идейности, партийности, социалистического реализма.

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)

С именем этого художника связана история развития советского искусства, его становления и расцвета, особенно в области книжной графики и ксилографии. Он был разносторонним мастером — скульптором, графиком, монументалистом, живописцем, театральным художником. Кроме того, В. А. Фаворский был крупным теоретиком искусства и прекрасным педагогом, воспитавшим целую плеяду великолепных мастеров.


В. А. Фаворский. Иллюстрация к трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь». 1961. Ксилография.

Но мировую известность В. А. Фаворский приобрел как график-ксилограф. Именно в гравюре Фаворский достиг наибольших результатов, хотя скупость ее изобразительных средств требовала от художника умения решать сложные задачи.

Исключительное внимание Фаворский уделял идеям синтеза искусств. И точкой приложения этих идей для Фаворского стала книга, ее конструкция (шрифт, полоса набора и т. д.) и иллюстративный ряд.


В. А. Фаворский. Иллюстрация к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». 1955. Ксилография.

В. А. Фаворский создал много блистательных книг с великолепными иллюстрациями, ставшими образцовыми для последующих поколений художников. В числе лучших работ Фаворского иллюстрации к книгам: «Элегия» П. Муратова, «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, «Фамарь» А. Глобы, «Книга Руфь», Собрание сочинений П. Мериме, «Слово о полку Игореве», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (за три последние работы он удостоен Ленинской премии в 1962 г.).

В какой бы области искусства ни работал Фаворский, идеи синтеза искусств никогда не покидали его и всегда приводили к блестящему решению поставленных задач. Книжная графика, монументальные фрески (например, фрески Музея охраны материнства и младенчества, созданные совместно с Л. Бруни, 1933), театральная декорация (он создал оформление к целому ряду спектаклей), скульптура — все было подвластно таланту Фаворского.

Особое место в жизни Фаворского занимала его педагогическая деятельность, в которой он видел возможность не только поделиться своим опытом и взглядами с учениками; в этом была и его забота о дальнейшей судьбе советского искусства. И его ученики стали верными последователями, продолжателями того дела, которому Фаворский служил всю свою жизнь.

Вы печатаете линогравюру.

Наряду с художниками-профессионалами линогравюрой охотно занимаются многие юные художники-любители. Для занятий линогравюрой используйте как новый, так и старый, бывший в употреблении линолеум или пластик, который предварительно отшлифуйте куском пемзы или наждачной шкуркой. Для работы вам понадобятся, по крайней мере, три инструмента: угловой резец, полукруглый в сечении резец и нож с наискось заточенным лезвием или же обыкновенный перочинный нож. Полукруглым резцом удаляют значительные участки линолеума, когда на оттиске нужно получить белый фон. Остроугольным резцом проводят тонкие бороздки, соответствующие на оттиске белым линиям и штрихам. Если же нужно получить черную линию или штрих на белом фоне, то пользуются ножом.

Резцы для гравирования можете изготовить сами из старых зонтичных спиц. Спицу разрубите на отрезки длиной 60—80 мм и закалите на огне, не доводя до белого каления. Затем заготовку опустите в машинное масло.

Когда стержень остынет, тщательно протрите его тряпкой, снимите мелкой наждачной шкуркой окалину, снова раскалите до светло-золотистого цвета и тут же опустите в воду. Затем заточите резец на абразивном бруске. Можно получить резец, заточив, например, нерабочий конец стального ученического пера. В качестве крупного резца используйте также полукруглую столярную стамеску.

В технике линогравюры существует два различных приема работы: белым и черным штрихом. Если вы работаете черным штрихом, то каждую линию рисунка, перенесенного на линолеум, обрезайте с двух сторон, а весь фон углубляйте. Выпуклыми остаются только линии, которые на оттиске будут соответственно черными на белом фоне. Терпеливо обрезайте ножом каждую линию переведенного на линолеум рисунка.

При работе белым штрихом рисунок на линолеуме делайте лишь в общих чертах и прорабатывайте непосредственно во время гравирования. Различная степень светлоты в гравюре передается за счет более редкой или более густой штриховки. Чем чаще нарезаны белые штрихи, тем светлее будет выглядеть вся плоскость.

Работа резцами закончена. Приступайте к печатанию. Для печати используйте обыкновенную масляную художественную краску, предварительно удалив из нее излишки масла. Для этого краску выдавите на промокательную бумагу и примерно через день, когда значительная часть масла уйдет, соберите ее и перемешайте. Краску наносите валиком, типографским или фотографическим. Сначала раскатайте ее на стекле, а Затем переносите на линолеум. Вместо валика можно использовать и кожаный тампон. Краски наносите не слишком много, чтобы она не попадала в углубления и не забивала штрихи, которые должны остаться на оттиске белыми. Если же краски будет недостаточно, то оттиск получится серым.

Печатать линогравюру вы можете не только на станке, но и вручную.

На линолеум, лежащий награвированной стороной вверх, положите бумагу, на которой вы будете делать оттиск, а сверху — другой лист и притрите их каким-нибудь твердым предметом, например ложкой. Для лучшего скольжения поверхность бумаги натрите воском.

Бумага для печати должна быть мягкой и нетолстой. Лист выбирайте несколько большего размера, чтобы полученный оттиск имел поля, которые подчеркнут красоту гравюры.

Напечатав первый оттиск, внимательно рассмотрите его, все ли получилось так, как вы хотели. Затем сделайте некоторые поправки. Например, если участки, которые должны быть белыми, оказались запачканными, то эти места на линолеуме углубите и выровняйте. На черном фоне можно добавить белые штрихи, срезав лишние черные места, но дополнять изображение черными штрихами или пятнами уже нельзя.


<<< Готический стиль. Готика.

Графика. >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>