Под таким общим названием (от латинского слова «футурум» — «будущее») возникло и развилось особое течение в европейском искусстве 1910—1920-х гг. Стремясь создать «искусство будущего», футуризм отрицал традиционную культуру со всеми ее нравственными и художественными ценностями и провозглашал культ машинной цивилизации, больших городов, высоких скоростей, движения, силы, энергии. Изобразительное искусство футуристов многими чертами родственно кубизму и экспрессионизму. Они использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, стремясь выразить множественность впечатлений в современном городе, передать следы стремительного движения. Футуризм родился в Италии (лидер и идеолог движения Филиппо Маринетти, скульптор и живописец Уго Боччони, живописцы Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла); восхваление идеи сверхчеловека, насилия и войны привело часть итальянских футуристов к фашизму.
В России футуристами называли себя участники различных группировок, в том числе члены петербургского «Союза молодежи» (В. Е. Татлин, П. Н. Филонов, М. 3. Шагал, А. А. Экстер), участники выставок «Ослиный хвост», «Мишень», «Трамвай Б» (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, К. М. Зданевич, А. В. Шевченко), члены группы «Гилея» (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк). В творчестве русских футуристов («будетлян») были сильны черты примитивизма, интерес к традициям лубка, иконы, восточного искусства. Большинство футуристов приняли Советскую власть и активно участвовали в ее агитационно-пропагандистской деятельности. Однако анархистские, буржуазно-индивидуалистические корни футуризма, отрицание культуры прошлого были резко осуждены В. И. Лениным, Коммунистической партией.
Художественная промышленность >>>
<<<Весь указатель FAQ>>>