Примитивизм

Понятием «примитивизм» объединяются два существенно различных явления. Примитивами называют произведения мастеров из народа, не получивших профессиональной подготовки (бытовой портрет, вывесочная живопись, лубок — в России, «наивная» жанровая и портретная живопись — в США и др.) Их творчество, в котором непосредственно отразились народные эстетические представления на рубеже XIX и XX вв., стало изучаться и пропагандироваться под влиянием интереса к «безыскусственному», не испорченному цивилизацией искусству. Н. Пиросманашвили в Грузии, А. Руссо во Франции, И. Генералич в Хорватии — известные живописцы-самоучки, сочетающие самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием элементарных профессиональных навыков рисунка, моделировки, перспективы.


А. Руссо. Битва тигра и буйвола. 1910. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Ленинград.

Другой смысл имеет обращение профессиональных мастеров к опыту народного и традиционного искусства, пример которому дал французский живописец, представитель постимпрессионизма П. Гоген, искавший вдохновения в народном искусстве Бретани и Полинезии. Отказ от устоявшихся норм художественной культуры, намеренное упрощение и огрубление рисунка отличают многие произведения М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, художников группы «Бубновый валет». В буржуазном модернистическом искусстве (см. Модернизм) получили распространение нарочитая игра в упрощенность и элементарность изображения, искусственная подделка под произведения первобытных народов, детей, разрушающие профессиональную художественную форму, выводящие художественное творчество из-под контроля разума и безусловно враждебные реализму.

В советском искусстве, отвергающем модернистический примитивизм, на разных этапах его развития проявлялся интерес к наивной радости народного творчества, к присущей ему острой, подчеркнутой характерности образов (например, в произведениях Т. А. Мавриной, в картинах некоторых молодых художников 1970-х гг.).

Нико Пиросманашвили

Грузинский художник-самоучка Нико Пиросманашвили (Пиросмани) прожил трагическую жизнь. Он умер нищим и безвестным, и долгое время его творчество вызывало горячие споры и противоречивые оценки. Одни полностью отрицали его живопись, другие защищали его. Для них в произведениях художника раскрылся особый мир, переданный непосредственно и по-своему глубоко философски.

Пиросманашвили родился в кахетинском селе Мирзаани, в семье бедного крестьянина. Вынужденный с детства зарабатывать себе на жизнь, он не смог получить специального художественного образования. Но служба не привлекала его, и он становится бездомным бродячим художником, которого владельцы тифлисских духанов приглашали писать для них вывески. Эти жестяные вывески — настоящие натюрморты с кувшинами, бурдюками, грузинским хлебом, шашлыком, зеленью. Иногда художник дополнял их надписями вроде «Да здравствует хлебосольный человек!».


Н. Пиросманашвили. Маленький рыбак.

Свои картины Пиросманашвили писал на белой и черной клеенках, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски. Его герои — крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники. С любовью показывает художник будни простых крестьян в таких картинах, как «На гумне», «Молотьба хлеба в деревне», «Пастух со стадом баранов», «Крестьянка с детьми идет за водой». Он любил изображать пиры, на которых люди веселятся и забывают свои беды («Компания Бего», «Семейный пикник», «Пасхальный кутеж»). Веселому крестьянскому празднику посвящает художник четыре картины, написанные в родной деревне.

В портретах Пиросманашвили перед зрителем проходят разнообразные типы старого Тбилиси, в которых художник подметил и выявил самое характерное. Вот надутый и самодовольный сын богатого кинто, исполненный собственного достоинства дворник с косматой бородой, актриса Маргарита, продавец дров, старый князь в черной черкеске с рогом в руке и др. Особое место занимали на картинах Пиросманашвили разные звери, обычно по-человечески грустные, умные и добрые («Жираф», «Пасхальный барашек», «Раненый олень»).

Картины Пиросманашвили привлекают врожденным чувством композиции, цвета и сочетаний красок, сдержанностью тонов. Они полны внутренней сосредоточенности и даже торжественности. Искусство Пиросманашвили, демократическое, глубоко правдивое, раскрывает жизнь дореволюционной Грузии в ее многоликом разнообразии, покоряет своей непосредственностью и художественной самобытностью. Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузинской ССР.


<<< Прадо

Пропорции >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>