Символизм

Символизм — направление в европейском и американском искусстве последней трети XIX — начала XX в. Основой художественного творчества символистов был образ-символ, многозначное иносказательное выражение скрытого смысла произведения. Смысл этот, как правило, заключается для символистов в отражении неких мистических, таинственных сил, якобы правящих миром, смутных и недостижимых идеалов. Индивидуалистическое по своей сути искусство символизма в какой-то мере отразило неприятие буржуазной действительности, предчувствие мировых социально-исторических потрясений. Поэтому символизм привлек внимание в определенный период многих крупных художников, чьи символические образы стали воплощением гуманистических идеалов и свободолюбивых порывов. Символизм в изобразительном искусстве сформировался в 1860—1880 гг. в живописи француза Пюви де Шаванна и в творчестве немецких «неоидеалистов» — живописцев X. фон Маре, А. Фейербаха, скульптора А. Хильдебрандта, искавших некую вневременную «чистую» красоту образов таинственного идеального мира. Открыто противопоставили свое творчество реальному миру символисты последних десятилетий XIX — начала XX в. — живописцы Г. Моро и О. Редон во Франции, Ф. фон Штук

и М. Клингер в Германии, А. Бёклин в Швейцарии, графики О. Бёрдсли в Англии, Ф. Ропс в Бельгии, создавшие полуфантастические композиции, проникнутые мистическими на строениями.

Предвосхищением экспрессионизма как особого направления в искусстве стали заостренные, гротескные образы-символы в живописи бельгийца Д. Энсора и норвежца Э. Мунка, отразившие страх перед уродством и бесчеловечностью буржуазной действительности.

Символизм, выросший из позднего романтизма, внес богатый мир романтической символики в стиль модерн. Эта символика использовалась художниками в их попытках создавать цельные художественные ансамбли, «очаги красоты». Особую роль сыграли здесь живописцы П. Гоген, М. Дени во Франции, Г. Климт в Австрии, Ф. Ходлер в Швейцарии, литовский живописец М. К. Чюрленис, М. Л. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства» в России. В их творчестве отразились поиски особого художественного языка, способного ритмикой линий и цветовых сочетаний выразить сложный символический смысл.

Микалюс Константинас Чюрленис (1875—1911)

Известный литовский художник М. К. Чюрленис родился в г. Варене на юге Литвы. Живописью начал регулярно заниматься с 1902 г. В годы Жизни в Вильнюсе Чюрленис вел большую работу по развитию национального искусства, но в условиях царского режима она не получила поддержки. В 1908 г. он переезжает в Петербург, где его живопись была с большим интересом принята русской художественной интеллигенцией. Однако подлинное признание пришло к Чюрленису только в наше время. Большинство его произведений экспонируется и бережно сохраняется в Каунасском художественном музее, носящем его имя.

Истоки творчества Чюрлениса — красота родной природы, народные сказки, песни и легенды. Становление его как художника связано с постоянным интересом к достижениям литовской и мировой культуры, занятиями философией, историей, астрономией. Огромное влияние на живопись Чюрлениса оказала музыка — ведь он был еще и глубоко образованным и талантливым композитором и музыкантом. Это влияние проявилось в определенной условности изображения, в тонкой, мерцающей гамме красок, создающей соответствующее эмоциональное настроение. Художник стремился ввести в живопись движение и развитие образов, подобное движению мелодии, путем их сложного совмещения, своеобразного «наплыва», многоплановости композиции («Соната весны. Анданте», 1907; «Корабль», 1906; «Фуга», 1908) или развития какой-либо темы в циклах картин, часто называющихся сонатами, где отдельные полотна по своему настроению и значению в цикле подобны частям музыкального произведения («Сотворение мира», 1905; триптих «Сказка», 1907; циклы «Соната солнца», 1907, «Соната моря», 1908).


М. К. Чюрленис. Сказка королей. 1907. Бумага, темпера. Художественный музей имени М. К. Чюрлениса. Каунас.

Каждый образ, созданный Чюрленисом, многозначен, раскрывается подчас неожиданными сопоставлениями. Зеленый лес и белые облака превращаются в великанов («День», 1905), гигантский утес с двумя огоньками костров видится лежащим чудовищем («Спокойствие», 1904). В картину буйства стихийных сил природы вплетается тема могущества человека («Перун», 1909), в печальном открывается светлая умиротворенность («Похороны», 1903).

Живопись Чюрлениса — это пример успешного соединения в творчестве художника искусства и науки, чувства и интеллекта. Мысли органично переведены на язык живописных образов. Поэтому ему оказались доступными не только образы природы («Лес», 1906; «Лето», 1907; «Молния», 1909), персонажи народных легенд (цикл «Знаки Зодиака», 1907), но и поэзия познания вечного движения Вселенной («Соната звезд», 1908), образы древних цивилизаций («Жертвенник», 1908) и даже общефилософские и нравственные понятия («Мысль», «Истина», «Дружба», все — 1905). Его образы необычайно емки: свет мысли охватывает весь мир; сверкает пламя истины, в котором сгорают заблуждения; лежит на ладонях человека драгоценный и такой хрупкий шар — символ дружбы.


<<< Сграффито

Синтез искусств >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>