Пастелью называются цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка, а также рисунок или живописное произведение, выполненное этими карандашами. Название «пастель» происходит от итальянского слова «паста» — «тесто». Его получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Состав порошка и количество клея придают различную степень мягкости пастели. Работают в этой технике на бумаге, картоне или на холсте. Краски наносят штрихами, как в рисунке, или втирают пальцами и растушевкой, что позволяет художнику добиваться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов тонов, матовой, бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать целые красочные слои, так как она свобод но соскабливается с грунта. Но эта особен ность делает ее чрезвычайно восприимчивой ь внешним воздействиям. Поэтому произведение выполненное пастелью, обычно закрепляют специальным раствором, который приглушает светлую переливающуюся поверхность и нередко вызывает потемнение. Пастель иногда применяют в комбинации с темперой или гуашью, реже с масляными красками (преимущественно в портретной живописи).
Э. Дега. Голубые танцовщицы. Ок. 1879. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.
Пастель появилась в XV в. в Италии, Франции и Нидерландах, где ее применяли для подцвечивания рисунков, исполненных твердыми штифтами (например, серебряным карандашом). В XVI в. известны пастельные портреты X. Хольбейна Младшего в Германии, Ф. Клуэ во Франции. Но настоящий расцвет она пережила в XVIII в., особенно в искусстве французского рококо. Художники этого направления очень любили светлые и нежные красочные тона, переливчатое мерцание красочного слоя. Блестящие работы в технике пастели исполнили М. К. де Латур, Ж. Б. Перроно, Ж. Б. С. Шарден во Франции и швейцарец Ж. Э. Лиотар. Новое возрождение пастели наступило во второй половине XIX в. в творчестве А. фон Менцеля в Германии, Э. Мане, О. Ренуара, О. Родена и особенно Э. Дега во Франции, открывшего в пастели, казалось бы, не свойственные ей звучность цвета, уверенность и крепость линии, богатство фактуры. Широко известны произведения русских и советских мастеров пастели: В. А. Серова, И. И. Левитана, Н. К. Рериха, 3. Е. Серебряковой, А. М. Грицая и других.
Как закрепить пастель.
Для фиксации (закрепления) пастели применяются специальные составы. Обычно в них входят особые смолы, растворенные в спирте. Но простейший фиксатив вы можете изготовить и самостоятельно. Чайную ложку желатина или рыбьего клея разведите в 200 мл холодной воды. Когда раствор закипит, остудите его немного и добавьте 30—50 мл этилового спирта. После этого фиксатив готов к употреблению. Наносят его при помощи простейшего пульверизатора, состоящего из двух трубочек, расположенных под углом 90° друг к другу. Можно пользоваться также пульверизатором с резиновой грушей.
Рисунок прикрепите кнопками к доске и установите под углом 30— 40° к горизонтальной плоскости. Сухая бумага под воздействием влаги может покоробиться. Чтобы избежать этого, смочите ее водой с обратной стороны, а кнопки прикрепите на расстоянии 2—3 см друг от друга. Хорошо зафиксированный рисунок не должен пачкаться, если по нему провести чистой тряпкой или пальцем.
Фиксировать рисунок можно несколько раз. Сначала закрепите тонкий растертый слой пастели, служащий как бы подмалевком, а затем уже проработанный в тенях и бликах завершенный рисунок. Помните, что при фиксировании красочный слой пастели слегка темнеет. Если потемнение слишком сильное, разбавьте фиксатив теплой водой, чтобы растворилось излишнее количество клеящего вещества.
<<<Весь указатель FAQ>>>