Бельгийская историческая живопись



В них нельзя искать ни глубокой концепции прошлого, ни оригинальности выполнения; это по большей части картины, написанные умело и грамотно, с учетом новшеств и свобод, внесенных романтизмом, но лишенные внутреннего порыва, жизни, напряжения. Трагедия в них заменена мелодрамой, искренние порывы - трусливым компромиссом. Эти картины, несмотря, на свои огромные размеры, не более как поверхностные иллюстрации событий современной истории или далекого прошлого; сюжетной стороной исчерпывается их интерес и значение. Таков средний уровень и художественная ценность большинства работ Куде, Курта, Ферона и других.

Эту же форму эффектно построенной, театрально приподнятой многофигурной исторической композиции культивируют и бельгийцы, картины которых неоднократно появлялись в Парижском Салоне. Завоевание независимости бельгийского государства вызвало громадный спрос на исторические полотна, прославляющие яркие моменты национальной истории. Бельгийская историческая живопись, ломая под влиянием французского романтизма классические формулы, овладевает историческим прошлым страны и стремится в трактовке его использовать художественное наследие Фландрии, в первую очередь Рубенса, Иорданса, Ван-Дейка. Однако используется это наследство чисто внешне; у бельгийцев XIX века нет свободы и широты старых мастеров, нет их великолепного мастерства; не удивительно, что картины, вызывавшие при их появлении восторги зрителей, утрачивают для следующих поколений свой интерес.


<<< Сила, свежесть, оригинальность дарования Делакруа

Второстепенные участники романтического движения >>>

<<<Оглавление>>>