Теофиль Готье в 1855 году говорил об «удивительном великолепии целого». «В смысле цвета «Правосудие Траяна», быть может, самая прекрасная картина Делакруа; редко, когда живопись давала глазам столь блистательный праздник; нога Траяна, опирающаяся в своей котурне из пурпура и золота о розовое бедро лошади, - это самый свежий букет тонов, который когда-либо снимали с палитры, даже в Венеции.
Чтобы сделать это небо зеленеющей лазури, г. Делакруа должен был найти тот горшок красок, которым пользовался Веронезе в своем «Апофеозе Венеции» во Дворце Дожей».
Что сохранилось сейчас от этого великолепия? Жак Эмиль Бланш в своих «Заметках живописца» говорит, что в течение пяти лет он наблюдал за разрушением шедевра - «Траяна» Делакруа. «Я видел, как он тускнел, покрывался трещинами; теперь это лишь коричневая каша».
Быть может, Ж. Э. Бланш и слишком категоричен в своем отзыве, но что краски «Траяна» сильно изменились - это должны признать и Розен-таль и отчасти Эшолье.
Сила, свежесть, оригинальность дарования Делакруа станут нам яснее, если мы сопоставим его творчество с творчеством современных ему живописцев, работавших над историческими сюжетами.
Мы можем наметить здесь несколько линий.
Одни работают над громадными холстами, выводят на сцену десятки и сотни персонажей, главным образом заботятся о пышности костюмов и декораций, разрешая композицию с чисто театральной приподнятостью. Версальский музей являлся заказчиком многих подобных исторических «машин».
Бельгийская историческая живопись >>>
<<<Оглавление>>>